Заключение Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 17 января 2008 г. N 3.1-2/7
на проект федерального закона N 416169-4 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" и в статьи 4 и 26 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации")", внесенный депутатом Государственной Думы 4-ого созыва А.Е. Лебедевым
В Комитете Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству повторно рассмотрен проект федерального закона N 416169-4 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" и в статьи 4 и 26 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации")", внесенный депутатом Государственной Думы 4-ого созыва А.Е.Лебедевым.
Представленным законопроектом предлагается внести дополнение в статью 5 Федерального закона от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", а также внести дополнения в статьи 4 и 26 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
В соответствии с инициируемыми дополнениями в статью 5 Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" подлежит включению новая часть 3, где в качестве цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников предлагается зафиксировать создание надлежащих условий для приобретения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке лицами, состоявшими в гражданстве СССР, выходцами (эмигрантами) и потомками соотечественников; в часть 6 статьи 4 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", (устанавливающей принципы гражданства Российской Федерации и правила, определяющие вопросы российского гражданства), предусматривается ввести норму, указывающую на осуществление со стороны Российской Федерации регулирования вопросов добровольного переселения лиц, состоявших в гражданстве СССР, выходцев (эмигрантов) и потомков соотечественников, желающих приобрести гражданство Российской Федерации; и, наконец, статью 26 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", (определяющую гражданство детей при усыновлении или удочерении), предлагается дополнить новой частью 5, в которой закрепляется требование - в случае осуществления усыновления или удочерения ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, - учитывать его этническое происхождение, вероисповедание, сферу языкового общения, возможности по сохранению права на получение воспитания и образования, обеспечивающего полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие, а также право на приобщение к российским и национальным культурным ценностям.
Указание в наименовании представленного законопроекта на его внесение в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации", по мнению Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству, очевидно, означает взаимосвязь рассматриваемой законодательной инициативы с другим законопроектом, внесенным тем же автором (депутатом Государственной Думы 4-ого созыва А.Е. Лебедевым), - проектом федерального закона N 416174-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации". При этом Комитет считает необходимым отметить, что в части внесения изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" рассматриваемый законопроект N 416169-4 является альтернативным, (а точнее, - почти идентичным) вышеуказанному проекту N 416174-4, поскольку предусматривает внесение аналогичных по содержанию дополнений в те же самые положения названного Федерального закона.
В пояснительной записке к рассматриваемому проекту федерального закона N 416169-4 одна из целей внесения данной законодательной инициативы определена как создание надлежащего правового механизма реализации государственной национальной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом, направленной на возвращение бывших граждан Советского Союза, а также некоторых других лиц на свою историческую Родину - в нынешнюю Российскую Федерацию.
При первоначальном рассмотрении проекта федерального закона N 469169-4 - "12" ноября 2007 года - Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству Государственной Думы 4-ого созыва позитивно оценил его общую содержательную направленность и отметил, что важность и актуальность дальнейшего развития нормативного регулирования вопросов государственной поддержки наших соотечественников, проживающих за рубежом, а также эффективной реализации государственной политики в отношении данной категории лиц (в том числе и в связи с оказанием требуемой помощи для их репатриации в Россию), в настоящее время, - особенно после принятия Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от "22" июня 2006 года N 637, - не может вызывать никаких сомнений и заслуживает всяческой поддержки.
Кроме того, в своем Заключении на рассматриваемый проект федерального закона (от 12.11.2007 г.) Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству Государственной Думы 4-ого созыва отметил, что в юридико-техническом отношении данный законопроект - по сравнению со взаимосвязанным с ним проектом федерального закона N 416174-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации", (также внесенным депутатом Государственной Думы 4-ого созыва А.Е. Лебедевым), - выполнен на более качественном уровне.
Вместе с тем, по итогам рассмотрения законопроекта N 416169-4 "12" ноября 2007 г. Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству Государственной Думы 4-ого созыва указал на ряд его существенных недостатков и констатировал, что этот законопроект не может быть рекомендован к принятию до его повторного рассмотрения в первом чтении, которое возможно только после его определенной доработки.
В связи с этим согласно статье 112 (пункт 6) Регламента Государственной Думы, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству Государственной Думы 4-ого созыва рекомендовал автору рассматриваемого проекта федерального закона N 416169-4, - депутату Государственной Думы 4-ого созыва А.Е. Лебедеву, - изменить текст указанного законопроекта до его принятия (рассмотрения) в первом чтении с учетом замечаний, изложенных в первоначальном Заключении Комитета на данный законопроект.
Поскольку указанные рекомендации Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству автором законопроекта так и не были выполнены, по результатам повторного рассмотрения данного проекта федерального закона Комитет высказывается против принятия этого законопроекта и считает необходимым рекомендовать его к отклонению.
Основные мотивы такого решения Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству вызваны теми же замечаниями в отношении рассматриваемого законопроекта, которые были изложены еще в первоначальном Заключении Комитета от 12.11.2007 г.
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству отмечает, что хотя представленный проект федерального закона не содержит противоречий с Конституцией Российской Федерации, однако одновременно он имеет определенные расхождения с отдельными законодательными актами Российской Федерации и содержит смысловые неточности.
Так, предлагаемое в пункте 1 статьи 2 законопроекта дополнение статьи 4 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" новой частью 6, устанавливающей в качестве принципа (или правила) российского гражданства регулирование государством вопросов добровольного переселения лиц, состоявших в гражданстве СССР, выходцев (эмигрантов) и потомков соотечественников, не соответствует предмету регулирования названного Федерального закона.
Аналогичное замечание можно высказать и в отношении содержания пункта 2 статьи 2, где инициируется дополнение статьи 26 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" новой частью 5, в которой предлагается зафиксировать критерии, подлежащие учету при усыновлении (удочерении) ребенка. Однако эти критерии не должны устанавливаться законодательством о гражданстве, поскольку относятся к области регулирования семейного законодательства. Одновременно представляется очевидным, что терминология, примененная в обозначенной части законопроекта, является не совсем корректной и, как минимум, нуждается в уточнении.
Кроме того, отдельные термины и словосочетания, использованные при оформлении инициируемых изменений, порождают их неоднозначное токование или вообще вызывают полную неясность. Например, обозначенное в части 1 статьи 2 законопроекта в качестве принципа (правила) российского гражданства регулирование Российской Федерацией вопросов добровольного переселения определенной категории лиц не конкретизируется указанием места (или общей направленности) такого переселения, и по смыслу предлагаемой нормы (и в ее взаимосвязи с другими нормами законопроекта) в качестве таковых адресов наша страна может только подразумеваться.
Наконец, следует отметить, что содержательная сторона законопроекта в целом не позволяет приблизиться к созданию надлежащего правового механизма реализации государственной национальной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом, - т.е. к той цели, на достижение которой данный законопроект изначально был направлен.
В связи с изложенным Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 416169-4 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" и в статьи 4 и 26 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации")", внесенный депутатом Государственной Думы 4-ого созыва А.Е. Лебедевым.
Настоящее Заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству "17" января 2008 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.