Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 декабря 2004 г. N 50-Г04-19
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Н. Пирожкова,
судей Т.И. Ерёменко и В.Н. Соловьева,
рассмотрела в судебном заседании от 22 декабря 2004 года дело по заявлению Прокурора Омской области к Губернатору Омской области о признаний противоречащими федеральному закону абзаца 2 подпункта 13 пункта 11, абзаца 4 подпункта 1 и подпунктов 2, 3, 5 пункта 12 Положения об Управлении ветеринарии Омской области при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области N 96 от 28.04.2004 г. по кассационному представлению прокурора Омской области на решение Омского областного суда от 13 октября 2004 года, которым определено:
в удовлетворении заявления Прокурора Омской области к Губернатору Омской области о признании противоречащими федеральному закону абзаца 2 подпункта 13 пункта 11, абзаца 4 подпункта 1 и подпунктов 2, 3, 5 пункта 12 Положения об Управлении ветеринарии Омской области при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области N 96 от 28.04.2004 г. отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Ерёменко, объяснения представителя губернатора Омской области по доверенности Т.Н. Мельниковой, возражавшей против доводов кассационного представления прокурора, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Т. А.Власовой, поддержавшей кассационное представление прокурора Омской области, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Прокурор Омской области обратился в Омский областной суд с вышеназванным заявлением. В обоснование своих требований указывал, что оспариваемыми им нормами Указа Губернатора Омской области N 96 от 28.04.2004 г. не предусмотрено осуществление Управлением ветеринарии Омской области при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Омской области государственного ветеринарного надзора за выполнением ветеринарного законодательства лицами без гражданства.
Ссылаясь на положения части 3 статьи 62 Конституции РФ, статьи 4 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", согласно которым иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации, считал, что оспариваемые им нормы противоречат федеральному законодательству, а именно: пункту 1 Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, который предусматривает контроль за соблюдением планов противоэпизоотических мероприятий (включая мероприятия по предупреждению и ликвидации болезней, общих для человека и животных), за организацией и проведением мероприятий по предупреждению и ликвидации заболеваний животных заразными и незаразными болезнями, охраной территории Российской Федерации от заноса из иностранных государств заразных болезней животных.
Применение понятия "гражданин" в контексте оспариваемых правовых норм является неоднозначным и создает условия для произвольного толкования, так как упоминание о лицах без гражданства отсутствует в Положении об Управлении ветеринарии Омской области при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Омской области.
По этим основаниям прокурор считает, что оспариваемые нормы Положения противоречат федеральному законодательству и должны быть признаны недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель заявителя требования прокурора Омской области поддержал.
Представитель Губернатора Омской области возражал против удовлетворения заявления прокурора, считая требования необоснованными.
По их мнению, оспариваемые положения предусматривают осуществление государственного ветеринарного надзора за соблюдением ветеринарного законодательства и лицами без гражданства, которые охватываются используемым в акте понятием "граждане".
В судебном заседании представитель губернатора Омской области поддержала доводы их возражений, просила отказать прокурору в удовлетворении заявленных требований.
По делу постановлено указанное выше решение.
Прокурор Омской области подал кассационное представление, в котором просит решение отменить и принять новое, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Согласно части 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Как видно из дела, 28 апреля 2004 г. Губернатором Омской области издан Указ N 96 "Об Управлении ветеринарии Омской области при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Омской области", который был опубликован в областной газете "Омская правда" от 6 мая 2004 г. N 33, которым было утверждено Положение об Управлении ветеринарии Омской области при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Омской области.
В силу абзаца 2 подпункта 13 пункта 11 такого Положения Управление в соответствии с законодательством осуществляет на территории Омской области государственный ветеринарный надзор за выполнением организациями и гражданами ветеринарных правил и проведением ими установленных противоэпизоотических и ветеринарно-санитарных мероприятий, а также выполнением мероприятий по ликвидации очагов заразных и массовых незаразных болезней животных и мер по охране территории Омской области от заноса и распространения особо опасных и карантинных болезней животных, а абзаца 4 подпункта 1 пункта 12 Положения предусмотрено, что Управление при осуществлении своих функций вправе вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления Омской области о приостановлении хозяйственной деятельности организаций и граждан в случаях нарушения ими ветеринарного законодательства Российской Федерации, невыполнения решений соответствующих органов государственного ветеринарного надзора о приостановлении или прекращении этой деятельности.
Исходя из подпунктов 2, 3, 5 пункта 12 этого же Положения Управление при осуществлении своих функций вправе:
2) в пределах установленной компетенции:
- предъявлять организациям и гражданам требования о проведении противоэпизоотических, ветеринарно-санитарных и других мероприятий, об устранении нарушений ветеринарных правил, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований;
- рассматривать дела о нарушениях ветеринарного законодательства Российской Федерации и налагать в установленном порядке административные взыскания, вносить представления о лишении лицензий организаций и граждан на право осуществления ветеринарной деятельности;
3) участвовать в организации проведения ветеринарно-санитарных экспертиз и лабораторных исследований и по их результатам представлять федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти Омской области, организациям и гражданам заключения по контрактной документации на поставку в Омскую область подконтрольных государственному ветеринарному надзору грузов;
5) получать от органов исполнительной власти Омской области, органов местного самоуправления Омской области, организаций и граждан сведения и документы, необходимые для выполнения возложенных на Управление задач, в том числе документов и сведений для выяснения состояния здоровья животных и ветеринарно-санитарного состояния животноводства, а также проведения мер, обеспечивающих профилактику и ликвидацию болезней животных.
Суд пришел к выводу о том, что доводы прокурора Омской области о противоречии этих норм, (в которых не упоминается о лицах без гражданства), федеральному законодательству следует признать необоснованными, а заявление - не подлежащим удовлетворению по следующим мотивам:
В соответствии с ч. 1 статьи 252 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Согласно статье 3 Закона РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-I "О ветеринарии" (с изменениями от 30 декабря 2001 г., от 29 июня 2004 г.) к ведению Российской Федерации относятся: федеральное ветеринарное законодательство;
разработка и утверждение федеральных целевых программ по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных (по перечню, устанавливаемому Департаментом ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации), проведению научных исследований по проблемам ветеринарии, а также контроль за их реализацией;
формирование и реализация на территории Российской Федерации федеральных программ в области ветеринарии;
организация и обеспечение деятельности Государственной ветеринарной службы Российской Федерации;
установление и отмена на территории Российской Федерации карантина, других ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и массовых незаразных болезней животных;
государственная сертификация и регистрация отечественных и импортных препаратов и технических средств ветеринарного назначения, руководство системой их стандартизации и аттестации выдача разрешений на их производство и реализацию;
разработка и утверждение ветеринарно-санитарных требований и норм по безвредности кормов и кормовых добавок;
охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств;
сотрудничество с международными организациями и иностранными государствами по вопросам ветеринарии.
Субъекты Российской Федерации самостоятельно решают вопросы ветеринарии, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
По мнению суда, довод прокурора о том, что указанными нормами не предусмотрено осуществление Управлением ветеринарии Омской области при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Омской области государственного ветеринарного надзора за выполнением ветеринарного законодательства лицами без гражданства основан на неправильном понимании и толковании актов федерального законодательства и Положения об Управлении ветеринарии Омской области при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Омской области.
Прокурор указал, что в оспариваемых нормах отсутствуют слова "лица без гражданства", в чем заключается противоречие этих норм федеральному законодательству.
Однако суд не установил такого противоречия, указав, что согласно абзацу 4 части 2 статьи 1 Закона РФ "О ветеринарии" основными задачами ветеринарии в Российской Федерации, кроме прочего, является контроль за соблюдением органами исполнительной власти и должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, иными хозяйствующими субъектами независимо от их подчиненности и форм собственности, общественными объединениями, международными организациями, иностранными юридическими лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства - владельцами животных и продуктов животноводства (далее - предприятия, учреждения, организации и граждане) ветеринарного законодательства Российской Федерации, а в соответствии с абзацами 1-2 пункта 1 Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 июня 1994 г. государственный ветеринарный надзор в Российской Федерации представляет собой систему контроля за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от их подчиненности и форм собственности, иностранными юридическими лицами, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства (далее - предприятия, учреждения, организации и граждане) планов противоэпизоотических мероприятий (включая мероприятия по предупреждению и ликвидации болезней, общих для человека и животных), за организацией и проведением мероприятий по предупреждению и ликвидации заболеваний животных заразными и незаразными болезнями, охраной территории Российской Федерации от заноса из иностранных государств заразных болезней животных.
То есть, по мнению суда, понятие "гражданин" в контексте норм ветеринарного законодательства означает любое физическое лицо независимо от его принадлежности или отсутствия таковой к гражданству определенного государства.
Согласно части 3 статьи 62 Конституции РФ, статьи 4 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Исходя из названных норм, отсутствие слов "лица без гражданства" в правовом акте субъекта Российской Федерации, даже без использования обобщенного понятия "граждане", не означает отсутствия у лиц без гражданства равных обязанностей наравне с гражданами Российской Федерации, так как случаи исключения должны быть специально названы в федеральном законе или международном договоре Российской Федерации. По умолчанию объем прав и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства не отличается от правового регулирования прав и обязанностей граждан Российской Федерации. Иной подход означал бы необходимость включения в каждый внутренний правовой акт Российской Федерации и ее субъектов различных перечислений физических и юридических лиц в зависимости от их гражданской или иной принадлежности или качества.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд исходил из того, что оспариваемые нормы Положения об Управлении ветеринарии Омской области при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Омской области соответствуют федеральному законодательству.
Доводы, на которые ссылается прокурор в своем кассационном представлении, были предметом рассмотрения суда и не согласие с их оценкой не свидетельствует о неправильности постановленного по делу решения.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Омского областного суда от 13 октября 2004 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора Омской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Н. Пирожков |
Судьи |
Т.И. Ерёменко |
|
В.Н. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 декабря 2004 г. N 50-Г04-19
Текст определения официально опубликован не был