Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 июля 2004 г. N 50-Г04-7
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Лаврентьевой М.Н.,
судей Емышевой В.А., Соловьева В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационному представлению участвующего в деле прокурора на решение Омского областного суда от 29 марта 2004 года, которым заявление прокурора Омской области о признании недействующими некоторых положений Закона Омской области "О статусе депутата законодательного Собрания Омской области" от 26 сентября 1994 г. N 7-ОЗ оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В. А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей решение суда подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
20 сентября 1994 г. Законодательным Собранием Омской области принят закон N 7-ОЗ "О статусе депутата Законодательного Собрания Омской области". Закон 26.09.1994 г. подписан Главой Администрации Омской области и вступил в силу 30.09.1994 г. со дня его опубликования в газете "Омский вестник" N 192.
Частью 3 статьи 13, частью 2 статьи 18, частью 1 статьи 19 указанного Закона Омской области установлено, что орган или должностное лицо и др. лица, к которым обращен депутатский запрос, должны дать ответ на него в устной (на заседании Законодательного Собрания) или письменной форме не позднее, чем через пятнадцать дней со дня получения или в иной, установленный Законодательным Собранием, срок.
Прокурор Омской области обратился в Омский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному закону, недействующими ч. 3 ст. 13, ч. 2 ст. 18, ч. 1 ст. 19 указанного закона (в редакции от 10.02.2004 г.) по тем основаниям, что указанные положения противоречат п.п. 9, 10 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968 N 2534-VII "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" (в ред. от 04.03.1980, от 02.02.1988), в соответствии с которыми заявления и жалобы разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления в государственный, общественный орган, на предприятие, в учреждение или организацию, а не требующие дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но не позднее 15 дней, а также пункту 3 статьи 14 ФЗ от 08.05.1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в ред. от 23.12.2003 г.), согласно которой ответ на депутатский запрос должен быть дан не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в иной, согласованный с инициатором запроса, срок.
Представитель Законодательного Собрания Омской области возражал против заявленных требований.
Омским областным судом 29 марта 2004 г. постановлено приведенное выше решение.
В кассационном представлении участвующий в деле прокурор просит об отмене решения суда, считая его необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Отказывая прокурору в признании указанных норм недействующими, суд правильно указал, что согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации. Статус депутата, срок его полномочий, порядок подготовки и проведения выборов регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации, (п. 4 ст. 10 закона)
В соответствии с ч. 2 ст. 37 Устава Омской области правовое положение депутата Законодательного Собрания Омской области определяется федеральным законом, настоящим Уставом и областным законом.
Согласно части 1 статьи 25 Закона Омской области от 15 июля 1994 года N 2-ОЗ "О Законодательном Собрании Омской области" (с изменениями от 26 марта 1996 г., 7 июля 1999 г., 18 декабря 2001 г., 10 октября, 15 декабря 2002 г., 10 февраля 2004 г.) полномочия депутата Законодательного Собрания Омской области, порядок их осуществления, а также гарантии депутатской деятельности определяются настоящим Законом и иным областным законодательством.
Законодательным Собранием Омской области в соответствии с вышеназванным федеральным и областным законодательством принят Закон Омской области от 26 сентября 1994 г. N 7-ОЗ "О статусе депутата Законодательного Собрания Омской области".
Поскольку Федеральным законом от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не установлен срок ответа на депутатский запрос, представительный орган власти субъекта Российской Федерации, реализуя свои полномочия, эти сроки определил.
В связи с этим суд пришёл к обоснованному выводу о том, что законодательный орган Омской области был вправе самостоятельно, определить статус депутата законодательного собрания области.
Доводы прокурора о том, что оспариваемые положения закона области противоречат Указу Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. N 2534-VII "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан", суд правильно признал необоснованными, указав, что субъектом правоотношений, регулируемых данным указом являются граждане, а не депутаты, статус и гарантии деятельности которых в соответствии с действующим федеральным законом регулируются законом субъекта Российской Федерации.
Суд правильно отверг как необоснованный и довод прокурора Омской области о противоречии оспариваемых норм Закона Омской области Федеральному закону от 08.05.1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" поскольку указанный Федеральный закон принят по предмету ведения Российской Федерации в рамках установления системы федеральных органов законодательной власти, порядка их организации и деятельности, формирования федеральных органов государственной власти, имеет собственный предмет правового регулирования и не регулирует статус депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Исходя из изложенного, решение суда об отказе в удовлетворении требований прокурора следует признать правильным.
Доводы кассационного представления о том, что суд неправильно истолковал закон, что оспариваемые положения Закона области противоречат п.п. 9, 10 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. N 2534-VII "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" являются необоснованными. Приведённый нормативный правовой акт Союза ССР отношений, связанных со статусом депутата представительного органа власти субъекта Российской Федерации, не регулирует. Как видно из преамбулы Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. N 2534-VII данный нормативны акт регулирует порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в государственные и общественные органы.
На основании изложенного и руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Омского областного суда от 29 марта 2004 года - оставить без изменения, кассационное представление прокурора Омской области - без удовлетворения.
Председательствующий: |
Лаврентьева М.Н. |
Судьи: |
Емышева В.А. |
|
Соловьев В.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 июля 2004 г. N 50-Г04-7
Текст определения официально опубликован не был