Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 сентября 2005 г. N 50-Г05-12
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Емышевой В.А., Еременко Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Омской области о признании недействующим в части Закона Омской области от 08.10.2001 г. N 307-ОЗ "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Омской области" (в редакции Закона Омской области от 08.04.2005 г. N 624-ОЗ), по кассационному представлению Прокурора Омской области на решение Омского областного суда от 15 июня 2005 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А., объяснения представителя Губернатора Омской области Бесштанько А.В., возражавшего против удовлетворения кассационного представления, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Гермашевой М.М., полагавшей оставить решение суда без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Законодательным Собранием Омской области 27.09.2001 г. принят закон N 307-ОЗ "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Омской области" (далее закон области). Законом Омской области от 22 декабря 2004 г. N 624-ОЗ в статью 12 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.
Пунктом 3 ст. 12 закона области от 08.10.2001 г. N 307-ОЗ (в ред. закона области от 08.04.2005 г. N 624-ОЗ) установлено, что Положение о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее КДН) и ее персональный состав утверждаются комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Омской области.
В п. 4 ст. 12 закона области предусмотрено, что уполномоченным органом исполнительной власти Омской области наряду с материально-техническим обеспечением деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, действующей на территории муниципального образования, также осуществляется ее организационное и кадровое обеспечение.
17.05.2005 г. Прокурор Омской области обратился в Омский областной суд с заявлением о признании недействующими пункта 3, отдельных положений пункта 4 статьи 12 Закона Омской области, как противоречащих федеральному законодательству.
Свои требования обосновывает тем, что согласно ч. 2 ст. 11 ФЗ от 24.06.1999 г. N 120-ФЗ (в ред. от 29.12.2004 г.) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" порядок образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществлении ими отдельных государственных полномочий определяется законодательством Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Устанавливая в пунктах 3, 4 статьи 12 порядок утверждения Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и ее персонального состава комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Омской области, возлагая организационное и кадровое обеспечение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, действующей на территории муниципального образования, на уполномоченный орган исполнительной власти Омской области, Закон Омской области от 08.10.2001 г. N 307-ОЗ (в ред. закона области от 08.04.2005 г. N 624-ОЗ) "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Омской области" вступает в противоречие с ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Кодексом РФ об административных правонарушениях и Положением о КДН, утвержденным Указом ПВС РСФСР от 03.06.1967 г. (в ред. от 25.02.1993 г. N 4549-I и от 30.12.2001 г.).
15 июня 2005 г. Омским областным судом постановлено приведенное выше решение. Прокурор Омской области подал кассационное представление, в котором просит решение отменить и направить дело на новое рассмотрение. Полагает, что суд неправильно применил материальный закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права, дал ошибочную оценку доводам заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Рассматривая данное дело, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал подробный анализ законодательства, регулирующего поставленные в заявлении вопросы, вынес законное и обоснованное решение.
Согласно Конституции Российской Федерации вопросы обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности; общие вопросы воспитания, образования, здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, административное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 пункты б, е, ж, к части 1); по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76 часть 2).
Частью 3 ст. 3 ФЗ от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Федеральный закон N 120-ФЗ от 24.06.1999 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее ФЗ N 120-ФЗ) устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах международного права и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 3).
В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ст. 4).
Порядок образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими отдельных государственных полномочий определяется законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ст. 11).
Из анализа приведенных норм следует, что субъект Российской Федерации вправе принять по предмету совместного ведения закон, регулирующий деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, если он не противоречат федеральным законам, регулирующим те же правоотношения. А поскольку порядок образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на федеральном уровне не определен, Омская область вправе установить этот порядок самостоятельно.
В обоснование своих доводов, прокурор Омской области ссылался на то, что формирование Комиссий по делам несовершеннолетних отнесено федеральным законодательством к компетенции органов местного самоуправления.
Федеральный закон от 28.08.1995 г. N 154-ФЗ (в ред. от 21.07.2005) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" формирование КДН, кадровое, материально-техническое обеспечение и финансирование её деятельности, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних к вопросам местного значения не отнесено. Не отнесены эти вопросы к вопросам местного значения и законом Омской области от 14 декабря 1995 года N 37-ОЗ "О местном самоуправлении в Омской области"
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступающий в действие в полном объеме 1 января 2006 г., также не относит профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, формирование КДН, кадровое, материально-техническое обеспечение и финансирование их деятельности к вопросам местного значения.
Статьей 123 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) в ряд положений Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Так, в целях окончательного устранения возможных правовых коллизий и разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления из федерального закона были исключены положения о том, что КДН образуются при органах местного самоуправления органами местного самоуправления.
Указанным федеральным законом на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложен контроль за деятельностью КДН, финансовое обеспечение КДН за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 10, п. 1 ст. 25 ФЗ N 120-ФЗ).
Таким образом, с 1 января 2005 г. из Федерального закона N 120-ФЗ исключены полномочия органов местного самоуправления по образованию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В целях приведения в соответствие с Федеральным законом N 120-ФЗ областного закона N 307-ОЗ от 08.10.2001 г., Законодательное Собрание Омской области законом N 604-ОЗ от 22.12.2004 г. внесло изменения в ст. 12 касающиеся порядка образования комиссий.
Проанализировав действующее законодательство, суд пришел к правильному выводу о том, что пункты 3, 4 ст. 12 закона области от 08.10.2001 г. N 307-ОЗ (в ред. закона области от 08.04.2005 г. N 624-ОЗ) не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Прокурор полагает, что оспариваемые нормы закона области противоречат Положению о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденным Указом ПВС РСФСР от 3 июня 1967 года (с последующими изменениями и дополнениями), согласно которому комиссии образуются советами народных депутатов, которые, по мнению заявителя, в настоящее время являются органами местного самоуправления.
Эти доводы прокурора правильно признаны судом необоснованными, поскольку указанный нормативный акт принят еще до принятия Конституции Российской Федерации, не является законом и из содержания акта не следует, что комиссии по делам несовершеннолетних формируются органами местного самоуправления. В соответствии со ст.ст. 2, 3 указанного Положения поселковые, районные (городские), районные в городах, окружные, областные, краевые комиссии по делам несовершеннолетних образуются соответствующими Советами народных депутатов на срок их полномочий при исполнительных комитетах районных, городских, районных в городах, окружных, областных, краевых Советов народных депутатов, при Советах Министров автономных республик и при Совете Министров РСФСР. В соответствии с действующими на период принятия данного Указа законами Советы народных депутатов являлись органами государственной власти, а исполкомы - органами исполнительной власти.
Судом правильно и полно определены юридически значимые для дела обстоятельства, нарушения или неправильного применения норм материального права или норм процессуального права судом не допущено, а поэтому оснований к отмене решения суда в кассационном порядке не имеется.
Доводы, содержащиеся в кассационном представлении прокурора основаны на неправильном толковании закона, в полном объеме были исследованы и оценены судом в соответствии с правилами ст.ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, иных доводов кассационное представление не содержит.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Омского областного суда от 15 июня 2005 г. - оставить без изменения, а кассационное представление Прокурора Омской области - без удовлетворения.
Председательствующий: |
Манохина Г.В. |
Судьи: |
Емышева В.А. |
|
Еременко Т.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 сентября 2005 г. N 50-Г05-12
Текст определения официально опубликован не был