Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в главу V Федерального закона "О судебных приставах"
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона "О судебных приставах" судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов осуществляют привод лиц, уклоняющихся от явки в суд и к судебному приставу - исполнителю.
За период с 2003 по 2006 годы судами (судьями) Российской Федерации вынесено более 1,9 млн. определений (постановлений) о принудительном приводе лиц, уклоняющихся от явки в суд. Судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполняющими определения (постановления) судов, принудительно доставлено более 1,4 млн. граждан или 76% от числа лиц, уклоняющихся от явки в суд. По уважительным причинам (болезнь, отсутствие по месту регистрации и др.) не осуществлен принудительный привод 460 тыс. лиц, уклоняющихся от явки в суд, или 23% от числа лиц, подлежащих приводу.
Согласно статьям 32, 35 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации уголовные дела рассматриваются как по месту совершения преступления, на которое распространяется юрисдикция одного суда, так и по месту, на которое распространяется юрисдикция другого суда, в случае изменения территориальной подсудности уголовного дела.
С 2003 по 2006 годы только судами вынесено более 23 тыс. постановлений (определений) о приводе лиц, уклоняющихся от явки в суды, находящиеся на расстоянии более 300 километров, и доставление в которые возможно только автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным транспортом. При этом около 17% таких постановлений не было исполнено. Затраты для осуществления данной категории приводов составили за период с 2003 по 2005 годы по горюче-смазочным материалам более 762 млн. руб., иные издержки - более 18 млн. руб., командировочные расходы - более 3,5 млн. руб.
Динамика выносимых судами и судебными приставами-исполнителями постановлений (определений) о приводе лиц, уклоняющихся от явки в суд, находящийся на территории другого субъекта Российской Федерации, возросла в 2005 году по сравнению с 2003 годом в шесть раз. Отсутствие механизма авансирования расходов лиц, подлежащих приводу, оказывает влияние на увеличение сроков рассмотрения дел судами. Так, в 2006 году общее число оконченных производством дел снизилось на 3,3% по сравнению с 2003 годом. Как следствие, лица, обвиняемые в совершении преступлений, в связи с неявкой участников судебного процесса неоправданно длительное время находятся под стражей.
Данная ситуация обусловлена тем, что действующее в настоящее время постановление Совета Министров РСФСР от 14 июля 1990 г. N 245 "Об утверждении Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия или в суд" не возлагает на ФССП России и Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации обязанности авансирования расходов лицам, принудительно доставляемым в суды и к судебному приставу-исполнителю, которые располагаются вне места постоянного проживания граждан.
Исполнение вынесенных судами и судебными приставами-исполнителями данной категории постановлений (определений) возможно только после приобретения доставляемым лицам за счет Федеральной службы судебных приставов проездных билетов на соответствующие виды транспорта, бронирования мест для проживания доставляемых лиц, выплаты суточных и др.
С учетом изложенного законопроектом предлагается установить, что порядок обеспечения судебных приставов средствами на финансирование расходов, связанных с осуществлением привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю, и размеры указанных средств определяются Правительством Российской Федерации.
Положительное решение указанного вопроса создаст дополнительные условия для укрепления статуса судебной системы, повышения результативности работы органов правосудия и сокращения сроков рассмотрения уголовных и гражданских дел.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в главу V Федерального закона "О судебных приставах"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в главу V Федерального закона "О судебных приставах" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.