Заключение Комитета по собственности Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 3 июня 2008 г. N 3.9-14/3
по проекту федерального закона N 51720-5 "О патентных поверенных" (внесен Правительством Российской Федерации)
Комитет Государственной Думы по собственности рассмотрел проект федерального закона N 51720-5 "О патентных поверенных".
Настоящий законопроект направлен на обеспечение реализации норм статьи 1247 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. Целью законопроекта является урегулирование отношений, связанных с приобретением гражданами Российской Федерации статуса патентного поверенного - лица, получившего право на ведение дел физических и юридических лиц с федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также его правомочий в отношении ведения дел, связанных с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.
Законопроектом предусматривается получение физическими лицами статуса "патентного поверенного" для осуществления деятельности в рамках частной практики. При этом патентный поверенный может самостоятельно осуществлять свою деятельность или по трудовому договору с юридическим лицом. Фактически в данных нормах законопроекта использован опыт деятельности оценщиков в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В этой связи по мнению Комитета по собственности на период до принятия федерального закона "О частной практике" представляется более целесообразным использовать понятие "профессия", а не вид деятельности, осуществляемый в виде частной практики.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 законопроекта патентный поверенный имеет право осуществлять свою деятельность только в пределах специализации, указанной в свидетельстве о его государственной регистрации. При этом в статье, определяющей также и обязанности патентного поверенного, не указывается, что при заключении договора на представление интересов лиц по защите их прав на результаты интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации патентный поверенный обязан предоставить другой стороне подтверждение своей правоспособности на осуществление деятельности патентного поверенного в рамках той или иной специализации.
Пунктом 2 статьи 5 законопроекта предусматривается использование термина "патентный поверенный" юридическими лицами, с которыми патентные поверенные заключили трудовые договоры, и общественными объединениями (ассоциациями), в состав которых входят исключительно патентные поверенные. Утверждение об исключительности использования термина "патентный поверенный" ассоциациями, где членами являются только физические лица, получившие в установленном порядке свидетельство о государственной регистрации в качестве патентного поверенного, противоречит Федеральному закону "О некоммерческих организациях", согласно статье 11 которого в ассоциации вправе объединяться исключительно коммерческие организации. Для целей объединения физических лиц - патентных поверенных в некоммерческие организации с точки зрения Федерального закона "О некоммерческих организациях" более правомерно использование такой организационно-правовой формы объединения как некоммерческое партнерство. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного закона предусмотрена возможность объединения как граждан, так и юридических лиц. В связи с вышеизложенным данные положения законопроекта требуют дополнительной доработки с учетом норм действующего законодательства.
В пункте 8 статьи 5 законопроекта устанавливается обязанность патентного поверенного обеспечить сохранность документов, получаемых и (или) составляемых им в ходе осуществления своей деятельности. При этом не указан срок хранения таких документов, а также не предусмотрен срок передачи таких документов в случаях приостановления деятельности патентного поверенного. Не определен также порядок хранения документов в случаях, когда патентный поверенный заключил трудовой договор с юридическим лицом, когда обязанность по хранению документов возникает как у патентного поверенного, так и у юридического лица.
Согласно законопроекту, с целью проверки квалификационных требований к кандидатам в патентные поверенные и патентных поверенных при федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности создается квалификационная комиссия, руководство которой осуществляется должностным лицом названного органа исполнительной власти. С целью осуществления государственной функции по контролю и надзору за выполнением патентными поверенными требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности создает апелляционную комиссию. Порядок формирования и условия деятельности таких комиссий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
По мнению Комитета по собственности порядок формирования таких комиссий для большей объективности принятия ими решений целесообразно прописать непосредственно в федеральном законе. При этом к работе комиссий в обязательном порядке должны привлекаться представители профессии патентных поверенных.
Комитет по собственности также обращает внимание на несоответствие концепции законопроекта принципам административной реформы, согласно которым нормативно-правовое регулирование, а также надзор и контроль за профессиональной деятельностью должен осуществляться различными органами исполнительной власти.
В частности предлагается, что государственным органом, перед которым патентные поверенные, представляют заявителей, правообладателей и иных заинтересованных лиц, а также осуществляют защиту прав и законных интересов, могут быть нарушены права патентных поверенных. Предусмотренная законопроектом зависимость патентных поверенных от государственного органа, перед которым они представляют своих доверителей, неприменима для гражданского общества, что подтверждается мировой практикой.
Законопроектом предусматриваются только административные меры воздействия в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения патентными поверенными своих обязанностей. В этом случае, в связи с отсутствием регулирования отношений по причинению материального или морального вреда при осуществлении патентными поверенными своей деятельности, возмещение такого вреда становится практически невозможным.
Законопроектом также не предусматривается установление стандартов деятельности патентных поверенных, что в свою очередь, не позволяет выработать единые правила поведения патентных поверенных при осуществлении ими своей деятельности.
Поскольку из концепции законопроекта предполагается регулировать профессиональную деятельность патентных поверенных и для устранения вышеуказанных замечаний, имеющих принципиальное значение для эффективного регулирования института патентных поверенных, считаем необходимым доработать законопроект в части введения института саморегулирования деятельности патентных поверенных в соответствии с Федеральным законом "О саморегулируемых организациях". Это позволит создать условия для выработки единых стандартов и правил поведения деятельности патентных поверенных, повысить ответственность, в том числе материальную, за результаты деятельности патентных поверенных, а также сократить бюджетные расходы в части финансирования контроля деятельности патентных поверенных. При этом функции по надзору и нормативно-правовому регулированию деятельности патентных поверенных возложить на органы исполнительной власти Российской Федерации.
По законопроекту имеются также замечания юридико-технического характера.
С учетом вышеизложенного Комитет по собственности поддерживает концепцию проекта федерального закона N 51720-5 "О патентных поверенных" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении с учетом необходимости доработки законопроекта в процессе его подготовки ко второму чтению в аспекте замечаний и предложений, содержащихся в настоящем заключении.
Председатель Комитета |
B.C. Плескачевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.