Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 июня 2004 г. N 51-Г04-15
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего М.Н. Лаврентьевой,
судей Т.И. Еременко и В.П. Меркулова
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Козьменко В.С. о признании недействующим в части постановления администрации Алтайского края от 31 декабря 2002 года N 697 "О стоимости сжиженного газа, реализуемого населению" по кассационным жалобам Администрации Алтайского края на решение Алтайского краевого суда от 25 марта 2004 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Гермашевой М.М., полагавшей решение суда отменить, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
31 декабря 2002 года администрацией Алтайского края принято постановление N 697 "О стоимости сжиженного газа, реализуемого населению", которое опубликовано в газете "Алтайская правда" N 7-8 за 10 января 2003 года.
Пунктом 1 постановления установлены и введены в действие с 1 января 2003 года розничные цены на газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств) в пределах нормативов потребления, установленных органами местного самоуправления, от групповых установок в размере 6,60 руб., баллонах - 8,70 руб. за килограмм, включая налог на добавленную стоимость, а также розничные цены на газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств) сверх нормативов потребления, установленных органами местного самоуправления, в баллонах в размере 10,90 руб. за килограмм, включая налог на добавленную стоимость.
Козьменко B.C. обратился в Алтайский краевой суд с заявлением о признании вышеуказанного постановления недействующим в части слов: "сверх установленных нормативов потребления", "в баллонах - 8,70 руб. за килограмм", "в баллонах в размере 10,90 руб. за килограмм", ссылаясь на то, что себестоимость сжиженного газа в 2003 году составляет 4,15 руб. за килограмм. Установленные администрацией Алтайского края цены на газ в баллонах необоснованны. Кроме того, нормативным правовым актом Правительства РФ не предусмотрено введение двух цен на газ. Производя оплату за газ по данным ценам, он несет излишние расходы.
Решением Алтайского краевого суда от 25 марта 2004 года постановлено: признать постановление администрации Алтайского края N 697 "О стоимости сжиженного газа, реализуемого населению" недействующим в части слов "розничные цены на газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств) сверх установленных нормативов потребления, установленных органами местного самоуправления, в баллонах в размере 10,90 руб. за килограмм, включая налог на добавленную стоимость, со дня принятия решения судом.
В кассационных жалобах ставится вопрос об отмене решения суда как необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии со ст. 251 ч. 1 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Козьменко B.C. в нарушение данной нормы, в своем заявлении не указывал, какому закону или нормативному правовому акту противоречит оспариваемое постановление.
Суд не уточнил основания заявленных требований.
Удовлетворяя требования заявителя, суд ссылается на то, что действующим законодательством РФ не предусмотрено установление цены на газ в зависимости от нормативного, либо сверхнормативного потребления.
Так, Федеральным законом "Об основах федеральной жилищной политики", Перечнем продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239, постановлением Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", а также Основами ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.02.2004 N 89, установление розничных цен на сжиженный газ в пределах нормативов потребления и сверх нормативов потребления не предусмотрено.
Однако критерии установления цен (тарифов) на сжиженный газ названными нормативными актами не регламентируются.
Суд не высказал своего суждения о том, допускает ли ст. 15.1. Федерального закона "О федеральной жилищной политике", устанавливающую, что оплата жилья сверх социальной нормы площади жилья и коммунальных услуг сверх установленных нормативов потребления, в том числе оплата дополнительной жилой площади, осуществляется в соответствии с установленными ценами на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений и тарифами на коммунальные услуги независимо от совокупного дохода семьи установления цен (тарифов) на коммунальные услуги в зависимости от совокупного дохода семьи.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название Закона РФ следует читать как "Об основах федеральной жилищной политики"
При этом суду необходимо учитывать, что нормативы потребления, установленные органами местного самоуправления, к совокупному доходу семьи отношения не имеют. В связи с этим вывод суда о том, что установление оспариваемым постановлением розничных цен на сжиженный газ в пределах нормативов потребления, а также сверх нормативов потребления, противоречит указанной норме, сделан преждевременно.
Ссылку суда на Основы ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17.02.2004 N 89, нельзя признать правильной, поскольку названные основы утверждены постановлением Правительства РФ от 17.02.2004 N 89, т.е после принятия оспариваемого постановления, они не имеют обратной силы и не могут учитываться при принятии оспариваемого постановления. Кроме того, Основы устанавливают общие принципы и методы расчета цен на коммунальные услуги, не исключая при этом возможность установления розничных цен на сжиженный газ сверх нормативов потребления.
Суд не обсудил положения ст. 15 Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политике", которыми установлено, что оплата жилья в государственном и муниципальном жилищных фондах и коммунальных услуг, оказываемых гражданам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от форм собственности, осуществляется в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В связи с этим, суд должен был высказать свое суждение о полномочиях администрация Алтайского края устанавливать порядок оплаты за сжиженный газ в пределах нормативов потребления, а также сверх нормативов потребления.
Ссылка суда на нормы Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", которыми предусмотрена возможность установления тарифов на электрическую и тепловую энергию в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления, фактически опровергает выводы о невозможности такого установления.
Согласно Перечню продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ, утвержденному постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239, органы исполнительной власти субъектов РФ устанавливают розничные цены на сжиженный газ. Исключений при установлении цен на сжиженный газ действующим законодательством РФ не предусмотрено.
Признав оспариваемое постановление недействующим в части установления розничной цены на сжиженный газ, потребленный сверх норматива потребления, суд не проверил, не создаются ли условия по реализации такого газа населению газоснабжающими организациями по нерегулируемым (рыночным) ценам.
Анализ законодательства, регулирующего отношения, возникающие между потребителями сжиженного газа в баллонах, а также потребителями сжиженного газа от групповых установок произведен судом без надлежащей проверки доводов администрация края о том, что при установлении розничной цены на сжиженный газ от групповых установок не имеется возможности установить розничную цену сверх нормативов потребления. Кроме того, фактически, договоры газоснабжения между потребителями сжиженного газа и ОАО "Алтайкрайгазсервис" при отсутствии приборов учета являются незаключенными
Суд, делая выводы о возможности установления розничной цены на сжиженный газ для потребителей групповых установок сверх нормативов потребления, фактически не исследовал вопрос о возможности установления такой цены.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильного применения норм материального права.
Нарушения, допущенные судом первой инстанции не могут быть исправлены судом кассационной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, правильно определить обстоятельства, имеющие значение для дела, уточнить основания заявленных требований, проверить доводы представителей администрации и дать им правовую оценку.
В зависимости от добытых данных вынести решение в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Алтайского краевого суда от 25 марта 2004 года отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Н. Лаврентьева |
Судьи |
Т.И. Еременко |
|
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 июня 2004 г. N 51-Г04-15
Текст определения официально опубликован не был