Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 августа 2004 г. N 51-Г04-19
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Лаврентьевой М.Н.
судей Соловьева В.Н., Маслова А.М.
рассмотрела в судебном заседании от 4 августа 2004 года дело по заявлению прокурора Алтайского края о признании недействующим постановления администрации Алтайского края N 529 от 17 октября 2003 года "Об утверждении Основных направлений по улучшению экологической обстановки, использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов Алтайского края на 2003-2010 года" по кассационной жалобе представителя администрации Алтайского края на решение Алтайского краевого суда от 30 апреля 2004 года, которым заявление прокурора было удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.В., полагавшей решение суда по данному делу обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Постановлением администрации Алтайского края N 529 от 17 октября 2003 года в целях обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и удовлетворения потребностей экономики в природно-сырьевых ресурсах утверждены "Основные направления по улучшению экологической обстановки, использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов Алтайского края на 2003-2010 годы" с приложением и опубликованы в "Сборнике законодательства Алтайского края", 2003 г. N 90.
Прокурор Алтайского края обратился в суд с заявлением о признании указанного постановления недействующим со дня принятия, как принятого с превышением предоставленных главе администрации края полномочий.
Представитель администрации края Руденко Г.А. просила заявление прокурора оставить без удовлетворения.
Решением Алтайского краевого суда от 30 апреля 2004 года заявленное прокурором требование удовлетворено.
Оспариваемый им правовой акт (постановление Главы администрации Алтайского края N 529 от 17 октября 2003 года) признан недействующим со дня принятия.
В кассационной жалобе представителя администрации края содержится просьба об отмене вынесенного по делу решения как основанного на ошибочных выводах суда относительно полномочий администрации Алтайского края в вопросах выработки долгосрочной программы в сфере охраны окружающей среды.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение Алтайского краевого суда от 30 апреля 2004 года подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Рассматривая заявленное прокурором требование, суд обоснованно принял во внимание то обстоятельство, что в силу ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользования; охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по вопросам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с подп. "г" пункта 2 статьи 5 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ от 6 октября 1999 года с последующими изменениями и дополнениями, утверждение программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации отнесено к основным полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Долгосрочные целевые программы разрабатываются органом исполнительной власти и подлежат утверждению соответствующим законодательным (представительным) органом (п. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ).
Следует согласиться с выводом суда о том, что "Основные направления..." по своему содержанию и целям в полном мере отвечают требованиям, предъявляемым к долгосрочным целевым программам, утверждение которых не входит в компетенцию исполнительного органа субъекта Российской Федерации.
Таким образом, судом сделан правильный по существу спора вывод о том, что оспариваемое постановление принято с превышением предоставленных главе администрации края полномочий, в связи, с чем подлежит признанию недействующим.
В соответствии с вышеприведенными нормами в компетенцию органа исполнительной власти входит только разработка указанных программ с последующим представлением на утверждение в соответствующий законодательный (представительный) орган.
Судом обоснованно не принята во внимание ссылка представителей заинтересованных лиц на то, что полномочия исполнительного органа субъекта Российской Федерации на принятие оспариваемого акта закреплены Уставом Алтайского края, ФЗ "Об охране окружающей среды", как по вышеизложенным основаниям, так и в связи с тем, что указанными актами непосредственно таких полномочий за исполнительным органом субъекта РФ не закреплено.
Относительно правовой природы оспариваемого акта следует учесть, что судом рассмотрено требование о признании недействующим постановления Главы администрации Алтайского края N 529 от 17 октября 2003 года об утверждении "Основных направлений...", как такового, а не долгосрочной программы по улучшению экологической обстановки и охране природных ресурсов края.
В этой связи не имеет решающего значения правовой статус "Основных направлений...", т.е. является ли этот акт нормативно-правовым или нет.
Судом правильно исследовался вопрос о правомерности действий администрации края в свете предоставленных полномочий по принятию оспариваемого прокурором акта.
При таких обстоятельствах следует согласиться с выводом суда о том, что заявление прокурора является обоснованным и подлежащим удовлетворению, а постановление администрации Алтайского края N 529 от 17 октября 2003 года признанию недействующим со дня его принятия.
Поскольку судом выяснены все обстоятельства по делу, им дана надлежащая правовая оценка, сделанные по делу выводы основаны на правильном понимании и применении норм действующего законодательства, то решение Алтайского краевого суда следует признать обоснованным и законным.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда, так как сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств, что недопустимо, в связи с чем она удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Алтайского краевого суда от 30 апреля 2004 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Лаврентьева М.Н. |
Судьи |
Соловьев В.Н. |
|
Маслов А.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 августа 2004 г. N 51-Г04-19
Текст определения официально опубликован не был