Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 апреля 2004 г. N 51-Г04-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего М.Н. Лаврентьевой,
судей А.М. Маслова и В.П. Меркулова
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Алтайского края о признании недействующим в части Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов и выборных должностных лиц, по кассационному представлению прокурора, участвовавшего в деле, на решение Алтайского краевого суда от 19 января 2004 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
в соответствии с п. 6 ст. 16 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов и выборных должностных лиц избиратели, находящиеся в местах временного пребывания (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), работающие в непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также военнослужащие, находящиеся вне места дислокации воинской части, по личному письменному заявлению, поданному в соответствующую участковую комиссии, не позднее чем за 7 дней до дня голосования могут быть включены в список избирателей на участке для голосования по месту их временного пребывания. Не позднее, чем за 26 дней до дня голосования данное заявление может быть также подано в территориальную комиссию (избирательную комиссию муниципального образования).
Прокурор Алтайского края обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 6 ст. 16 Кодекса ссылаясь на то, что он противоречит п. 17 ст. 17 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, предусматривающему исключительный 7-дневный срок до дня голосования для включения избирателей, участников референдума, находящихся в местах временного пребывания в списки избирателей, участников референдума, независимо от вида комиссии. Кроме того, по мнению прокурора, исходя из п. 4 ст. 17 названного закона основанием для включения избирателей, находящихся в местах временного пребывания, в списки избирателей, является открепительное удостоверение либо свидетельство о временной регистрации по месту пребывания. Поэтому положение, обязывающее граждан, находящихся в местах временного пребывания, подавать личное заявление для включения их в списки избирателей, нарушает права указанной категории избирателей.
Решением Алтайского краевого суда от 19 января 2004 года постановлено: заявление прокурора Алтайского края о признании недействующим в части Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов и выборных должностных лиц оставить без удовлетворения.
В кассационном представлении ставится вопрос об отмене решения ввиду неправильного применения материального закона отменить и постановить новое решение, которым удовлетворить заявленные требования прокурора.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для его удовлетворения.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (в редакции от 4 июля 2003 года с последующими изменениями) настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Согласно п. 3 ст. 1 ФЗ N 67 федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим законом.
Как видно из материалов дела, п. 6 ст. 16 Кодекса федеральному законодательству не противоречит, поскольку воспроизводит положения, закрепленные п. 17 ст. 17 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в соответствии с которым избиратели, участники референдума, находящиеся в местах временного пребывания, работающие в непрерывно действующих организациях на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также военнослужащие, находящиеся вне места дислокации воинской части, по личному письменному заявлению, поданному в порядке, установленном законом, не позднее чем за семь дней до дня голосования могут быть включены в списки избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума по месту их временного пребывания.
Установление п. 6 ст. 16 Кодекса 26-дневного срока до дня голосования для обращения с заявлением в территориальную комиссию наряду с вышеуказанным положением, закрепленным как в федеральном законодательстве, так и в Кодексе, суд правильно признал дополнительной гарантией избирателям включения их в списки избирателей. При этом вывод суда о том, что указанный срок не отменяет и не заменяет право гражданина на включение в список избирателей за 7 дней до голосования на избирательном участке, а лишь предоставляет ему дополнительную возможность реализации указанного права за более длительный срок через территориальную комиссию, сделан правильно.
Доводы, изложенные в представлении, не опровергают выводов суда.
Принимая оспариваемую норму, Алтайский краевой Совет народных депутатов действовал в пределах полномочий, предоставленных федеральным законом.
Доводы кассационного представления о том, что порядок составления списков является исключительной компетенцией Российской Федерации и поэтому п. 6 ст. 16 Кодекса противоречит федеральному законодательству являются несостоятельными, поскольку оспариваемая норма в части установления 26-дневого срока до дня голосования для обращения в территориальную комиссию не регулирует порядок составления списков, а устанавливает дополнительную гарантию реализации избирательного права, а в части положения о включении граждан в список избирателей по письменному заявлению воспроизводит п. 17 ст. 17 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Алтайского краевого суда от 19 января 2004 года оставить без изменения, а кассационное представление прокурора, участвовавшего в деле, - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.Н. Лаврентьева |
Судьи |
А.М. Маслов |
|
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 апреля 2004 г. N 51-Г04-2
Текст определения официально опубликован не был