Заключение Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
на проект федерального закона N 321851-4 "О введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации"
Названным проектом федерального закона предполагается ввести в действие положения Уголовного кодекса Российской Федерации и положения Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы, а также о внесении необходимых изменений в уголовное законодательство.
Ограничение свободы как вид наказания предусмотрен ст. 44, 45, 53 УК РФ и ст. 47-60 УИК РФ. Законопроектом предлагается ввести в действие указанные положения, одновременно существенным образом изменив суть данного наказания: заменив содержание осужденных старше 18 лет в исправительных центрах под надзором, но без изоляции от общества, требованиями по ограничению перемещения, выбора места работы и учебы, контроль за исполнением которых возложить на уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного. Таким образом вместо вида наказания, который должен был стать реальной альтернативой лишению свободы за преступления небольшой и средней тяжести, законопроект придает ограничению свободы примерно такое же правовое содержание, что и наказание в виде условного осуждения, практически дублируя его. УК РФ предусмотрено, что ограничение свободы по степени тяжести должно занять промежуточное положение между исправительными работами и арестом. Законопроектом предлагается значительно смягчить этот вид наказания, расположив его в системе лишений и ограничений прав осужденных между наказанием в виде штрафа и обязательными работами.
Следует отметить, что в целом законопроект предусматривает значительную либерализацию системы уголовного наказания. Так, предлагается уменьшить сроки ограничения свободы, назначаемые по преступлениям, предусмотренным ст. 114, 118, 127, 168, 179, 195, 212, 215, 224, 225, 234, 247, 249, 263, 264, 266, 268, 269, 270; 323, 327 и 329 УК РФ.
Одновременно предлагается внести изменения в положения УК РФ, касающиеся другого вида наказания - лишения свободы. При этом отсутствует мотивированное объяснение значительного уменьшения сроков лишения свободы по таким опасным для здоровья граждан и благополучия общества преступлениям как контрабанда (ст. 188) и склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ (ст. 230). Также вносится ряд изменений в общий порядок наложения наказаний посредством новой редакции положений УК РФ об условном осуждении (ст. 73 и 74).
В отношении изменений, вносимых в УИК РФ, следует отметить, что законопроект не решает вопрос о порядке исчисления срока наказания в виде ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного вида наказания, а также в случае замены неотбытой части лишения свободы ограничением свободы и о зачете времени следования из исправительного учреждения к месту жительства. Также остается не урегулированным порядок исполнения взыскания в виде предупреждения и официального предостережения. В качестве мер поощрения осужденного предлагаемая законопроектом редакция ст. 54 УИК РФ содержит единственную меру поощрения - досрочное снятие ранее наложенного взыскания, которая может быть применена только к ранее нарушившим порядок отбывания наказания, что не соответствует основной предполагаемой задаче данной меры - поощрению лучших.
В связи с вышеизложенным, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект внесенный Правительством Российской Федерации федерального закона N 321851-4 "О введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации" с учетом его последующей доработки при рассмотрении во втором чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.