Заключение Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва N 3.1-
на проект федерального закона N 416498-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усилении административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения и за нарушение привил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения), внесенный Государственным Советом Удмуртской Республики
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев представленную законодательную инициативу, отмечает следующее.
Законопроект направлен на усиление административной ответственности и увеличение размера административного штрафа за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или специального разрешения (лицензии), а также за нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения.
Для этого предлагается внести соответствующие изменения в статью 3.5 "Административный штраф", статью 14.1 "Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)", статью 14.26 "Нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения" и статью 28.3 "Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- Кодекс).
Прежде всего, необходимо отметить, что предлагаемое дополнение абзаца второго части 3 статьи 3.5 Кодекса не соответствует действующей редакции указанной статьи, измененной Федеральным законом N 116-ФЗ от 22.06.2007 г. "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение" и уже не предусматривающей применение повышенных размеров административного штрафа за нарушения отдельных видов законодательства, а также исчисление размеров штрафов в минимальных размерах оплаты труда.
Также законопроектом предусматривается исключение из санкций части 2 статьи 14.1 и статьи 14.26 Кодекса возможности неназначения конфискации изготовленной продукции, орудий производства и сырья, предметов административного правонарушения как дополнительных административных наказаний. Введение указанных изменений не позволит при рассмотрении конкретного дела применять наказания с учетом степени характера общественной опасности содеянного, учитывать причины осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения и срок такого нарушения.
Также законопроект не учитывает, что, исключив возможность альтернативной конфискации, органы внутренних дел и органы государственного и промышленного надзора не вправе будут рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.26 Кодекса, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 3.7 Кодекса конфискация назначается только судьей.
Законопроект также вносит изменения в статью 14.26 Кодекса, значительно увеличивая размер штрафа за нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов, устанавливая безальтернативную санкцию в виде штрафа, размер которого не может быть изменен в зависимости от обстоятельств дела.
Следует отметить, что предлагаемые размеры штрафов равны максимально возможным размерам штрафов, установленных статьей 3.5 Кодекса.
Установление предлагаемых законопроектом размеров административных штрафов за любое, в том числе незначительное, нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения может привести к несоответствию наказания характеру и степени общественной опасности совершенного правонарушения. Кроме того, предлагаемые законопроектом фиксированные размеры административных штрафов не позволят в достаточной мере индивидуализировать наказание за совершенное административное правонарушение, что может негативно сказаться на практике рассмотрения данной категории административных дел, поскольку орган, выносящий решение по итогам рассмотрения дела, будет лишен возможности учесть все нюансы конкретного дела, что не согласуется с положениями части 2 статьи 4.1 Кодекса.
Также Комитет отмечает, что на рассмотрении в Государственной Думе находятся еще шесть альтернативных законопроектов, касающихся усиления административной ответственности за нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения (N 253346-4, N 252398-4, N 159961-4; N 452244-4; N 476236-4 и N 27238-5), в связи с этим проект федерального закона N 416498-4 должен быть рассмотрен одновременно с обозначенными законопроектами.
С учетом изложенного, законопроект рекомендуется Комитетом к отклонению.
Утверждено на заседании Комитета "5 " июня 2008 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.