Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 октября 2003 г. N 55-Г073-12
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Г.В. Манохиной
судей З.Д. Беспаловой и Т.И. Еременко
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Хакасия о признании части 1 статьи 2; пунктов "д" и "и" статьи 13 в части, пункта "с" статьи 13 Закона Республики Хакасия от 19 сентября 1995 года N 46 "О Верховном Совете Республики Хакасия" (в редакции Закона РХ от 10.02.03 г.) противоречащими федеральному законодательству, недействующими по кассационной жалобе представителя Верховного Совета Республики Хакасия на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 11 августа 2003 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Беспаловой З.Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гермашевой М.М., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
19 сентября 1995 года Верховным Советом Республики Хакасия был принят Закон Республики Хакасия N 46 "О Верховном Совете Республики Хакасия", в который были внесены изменения законами Республики Хакасия: от 21.11.2000 г. N 129, от 25.10.2001 г. N 50; от 08.07.2002 г. N 27; от 10.02.2003 г. N 6, которые были опубликованы в установленном порядке.
Частью 1 статьи 2 Закона Республики Хакасия предусмотрено, что Верховный Совет РХ состоит из 75 депутатов, избираемых гражданами Республики Хакасия на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года по одномандатным (один округ - один депутат) избирательным округам с примерно равной численностью избирателей.
Статьей 13 этого Закона Республики Хакасия установлено, что к ведению Верховного Совета Республики Хакасия относится:
д) установление порядка проведения выборов в органы местного самоуправления на территории Республики Хакасия, определение в пределах полномочий Верховного Совета Республики Хакасия порядка деятельности органов местного самоуправления в Республике Хакасия; (в редакции закона РХ от 08.07.2002 г. N 27).
и) установление порядка управления и распоряжения собственностью Республики Хакасия, в том числе долями (паями, акциями) Республики Хакасия в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;
с) дача согласия на назначение на должность прокурора Республики Хакасия; (в редакции Закона РХ от 08.07.2002 г. N 27).
Прокурор Республики Хакасия обратился в суд с заявлением о признании положений части 1 статьи 2, пунктов "д" и "и" ст. 13 в части, пункта "с" статьи 13 Закона Республики Хакасия от 19 сентября 1995 года N 46 "О Верховном Совете Республики Хакасия" (в редакции Закона РХ от 10.02.03 г.) противоречащими федеральному законодательству, недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование своих требований он сослался на то, что положение части 1 статьи 2 Закона РХ, не соответствует пункту 16 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, избирательными блоками, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов, а также Федеральному закону от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", который не предусматривает гражданство субъектов РФ. Отнесение статьей 13 Закона РХ к ведению Верховного Совета РХ вопросов определения порядка деятельности органов местного самоуправления в Республике Хакасия, установления порядка управления и распоряжения долями (паями) Республики Хакасия в капиталах хозяйственных обществ, товариществ, а также дачу согласия на назначение на должность прокурора Республики не соответствуют Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", действующему гражданскому законодательству и Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации".
Представитель Верховного Совета Республики Хакасия требования прокурора РХ не признала, пояснив, что оспариваемое прокурором РХ положение части 1 статьи 2 Закона РХ не регулирует вопросы выборов в законодательный (представительный) орган Республики Хакасия. Порядок организации и проведения выборов установлен специальным законом РХ о выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия, а следовательно, оспариваемая прокурором правовая норма не может быть признана недействующей по указанным в заявлении мотивам. Положение пункта "д" статьи 13 Закона РХ, дословно воспроизводящее положение пункта 2 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", редакция которого изменена Федеральным законом от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ, по мнению представителя, не может быть признано противоречащим действующему законодательству до истечения шестимесячного срока, установленного статьей 3 Федерального закона для приведения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с настоящим законом. Отнесение статьей 13 Закона РХ к ведению Верховного Совета РХ вопросов установления порядка управления и распоряжения собственностью Республики, в том числе долями (паями) Республики Хакасия в капиталах хозяйственных обществ, товариществ полностью воспроизводит положение подпункта "ж" пункта 2 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и не противоречит Гражданскому Кодексу РФ, в частности, его статьям 66 пункту 4, 124 и 125. Что касается положения пункта "с" статьи 13 Закона Республики Хакасия, согласно которому к ведению Верховного Совета Республики Хакасия отнесена дача согласия на назначение на должность прокурора республики, то законодатель субъекта РФ выразил свою волю в иных законодательных актах на приведение оспариваемого положения в соответствие с федеральным законодательством, в том числе и в Конституции РХ.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 11 августа 2003 г. заявление прокурора удовлетворено.
Представитель Верховного Суда Республики Хакасия подала кассационную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое, которым отказать в удовлетворении заявления. Полагает, что суд неправильно применил материальный закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права, дал неправильную оценку ее доводам.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с пунктом 16 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 27 сентября 2002 года, 24 декабря 2002 года) не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, избирательными блоками, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.
Исходя из вышеприведенной нормы Федерального закона, суд правильно указал, что не менее половины депутатов Верховного Совета Республики Хакасия должны избираться по республиканскому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за республиканские списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками. Остальное количество депутатов подлежит избранию по одномандатным избирательным округам, образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что оспариваемое положение Закона РХ, закрепляющее возможность иного порядка выдвижения кандидатов в депутаты Верховного Совета, чем это предусмотрено в Федеральном законе, и избрания гражданами Республики Хакасия депутатов законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации только по одномандатным избирательным округам не соответствует федеральному законодательству и противоречит ему, является правильным.
Обоснованным является и вывод суда о том, что данная норма Закона РХ противоречит федеральному законодательству и в части, указывающей на гражданство Республики Хакасия, поскольку федеральным законодательством не предусматривается гражданство субъектов Российской Федерации. Вопрос гражданства отнесен к ведению Российской Федерации (пункт "в" статьи 71 Конституции Российской Федерации) и урегулирован Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
В силу части 2 статьи 4 данного закона гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения.
Далее, суд удовлетворяя требование прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим пункта "д" статьи 13 в части определения Верховным Советом Республики Хакасия порядка деятельности органов местного самоуправления в Республике Хакасия исходил из того, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации урегулирование данных вопросов федеральным законодательством не отнесено.
Статьей 12 Конституции Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Федеральный закон от 28 августа 1995 года (с изменениями и дополнениями на 21 марта 2002 года) N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", регулирует отношения, связанные с организацией местного самоуправления в Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2, 3 статьи 7 названного Федерального закона законодательное регулирование субъектами Российской Федерации вопросов местного самоуправления осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции Российской Федерации и настоящему Федеральному закону, ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления закреплены в статье 5 вышеназванного Федерального закона, в числе которых установление порядка деятельности органов местного самоуправления не предусмотрено.
Пунктом 11 статьи 5, пунктом 3 статьи 13 Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления отнесено лишь установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, изменения их границ и наименований.
Порядок же деятельности органов местного самоуправления предполагает регулирование вопросов порядка формирования органов местного самоуправления, их компетенцию, срока полномочий, организации и деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, что определяются уставами муниципальных образований и находятся в исключительном ведении муниципальных образований и органов местного самоуправления (пункт 1, подпункт 1 пункта 2 статьи 6, подпункты 4, 5, 12, 15 пункта 1 статьи 8 указанного Федерального закона).
Исходя из изложенного, суд правильно сделал вывод о том, что положение пункта "д" статьи 13 оспариваемого Закона РХ, относящее к ведению Верховного Совета Республики Хакасия определение порядка деятельности органов местного самоуправления в Республике Хакасия, противоречит федеральному законодательству.
Удовлетворяя требование прокурора о признании незаконными положений пункта "и" ст. 13 оспоренного закона Республики Хакасия относящих к ведению Верховного Совета Республики Хакасия установление порядка управления и распоряжения долями (паями) Республики Хакасия в капиталах хозяйственных обществ, суд правильно исходил из того, что п. 4 ст. 66 ГК РФ установил ограничение права государственных органов и органов местного самоуправления быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не определено в законе.
Аналогичные положения закреплены в пункте 1 статьи 10 Федерального закона "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 13.06.1996 г. N 65-ФЗ, от 24.05.1999 г. N 101-ФЗ, от 07.08.2001 г. N 120-ФЗ) и в пункте 2 статьи 7 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" N 14-ФЗ от 08 февраля 1998 года.
Допустимо в качестве способа приватизации внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ (ст. 13 Федерального Закона N 178-ФЗ от 21 декабря 2001 года "О приватизации государственного и муниципального имущества").
При таких обстоятельствах суд обоснованно указал, что федеральных законов, прямо предусматривающих право государственных органов участвовать в обществах с ограниченной ответственностью, не принято.
Обоснованно суд признал противоречащим федеральному законодательству и положение пункта "с" статьи 13 Закона Республики Хакасия.
Согласно статье 129 Конституции Российской Федерации прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Аналогичное положение закреплено и в пункте "с" статьи 79 Конституции Республики Хакасия в соответствии с Конституционным законом Республики Хакасия от 10 февраля 2003 года N 1 "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Хакасия".
При таких обстоятельствах пункт "с" статьи 13 оспариваемого Закона РХ правильно признан судом незаконным.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, приводились представителем Верховного Совета Хакасии в суде первой инстанции и были предметом его рассмотрения, им дана правильная правовая оценка.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального права или норм процессуального права, а поэтому оснований к отмене решения суда в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 11 августа 2003 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Верховного Совета Республики Хакасия - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 октября 2003 г. N 55-Г073-12
Текст определения официально опубликован не был