Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 июня 2003 г. N 55-Г03-6
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего В.П. Кнышева
судей З.Д. Беспаловой и А.В. Харланова
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора о признании статьи 22 Закона Республики Хакасия Республики Хакасия от 27 декабря 2002 года N 73 "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2003 год" противоречащей федеральному законодательству, недействующей со дня ее принятия, по кассационному представлению прокурора Республики Хакасия на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 2 апреля 2003 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Беспаловой З.Д., заключение прокурора Генеральной прокуроры Российской Федерации Засеевой Э., поддержавшей доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
26 декабря 2002 года Верховным Советом Республики Хакасия был принят Закон Республики Хакасия N 73 "О республиканском бюджете на 2003 год" (далее Закон РХ).
Названный закон был опубликован в газете "Хакасия" от 31 декабря 2002 года N 250 и в бюллетене "Вестник Хакасии" от 15 января 2003 года N 1-2.
Статьей 22 названного Закона Республики Хакасия установлена базовая ставка (оклад) на 2003 год для расчета должностных окладов работников органов государстве той и органов местного самоуправления Республики Хакасия в размере 300 рублей.
Прокурор Республики Хакасия обратился в суд с заявлением о признании статьи 22 Закона Республики Хакасия от 27 декабря 2002 года N 73 "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2003 год" противоречащей федеральному законодательству, недействующей со дня ее принятия.
В обоснование своих требований прокурор Республики Хакасия сослался на то, что применение для исчисления размеров должностных окладов государственных и муниципальных служащих РХ исходной единицы в виде базовой ставки противоречит действующему Трудовому Кодексу РФ который позволяет использовать в этих целях только минимальный размер оплаты труда и размер тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки, а установление Законом субъекта РФ базовой ставки в размере ниже минимального размера оплаты труда, по мнению прокурора, свидетельствует о том, что субъект Российской Федерации фактически установил минимальный размер оплаты труда работников органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Хакасия, чем превысил предоставленные ему действующим законодательством полномочия в области трудового законодательства.
Представитель Верховного Совета Республики Хакасия требования прокурора не признала, ссылаясь на то, что определяя размер базовой ставки, являющейся исходной единицей для расчета должностных окладов государственных и муниципальных служащих Республики Хакасия, Верховный Совет РХ действовал в пределах полномочий, предоставленных ему статьей 17 Федерального закона "Об основах государственной службы в Российской Федерации" и статьей 16 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации". Установление базовой ставки в размере 300 рублей не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав государственных и муниципальных служащий, поскольку уменьшения денежного содержания работников данной категории не было.
Решением Верховного суда Республики Хакасия от 2 апреля 2003 г. в удовлетворении заявления отказано.
Прокурор принес кассационное представление, в котором просит решение отменить и принять новое, которым удовлетворить его заявление. Полагает, что суд неправильно применил материальный закон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене.
В соответствии с п. "б", "к", "и" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится защита прав и свобод человека, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, трудовое законодательство.
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятые по предметам совместного ведения, в случаи противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Частью 2 статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений отнесено принятие обязательных для применения на территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе: основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свободы и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельными категориям работников).
Согласно ст. 130 Трудового кодекса Российской Федерации в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включены среди прочих:
величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации,
величины минимального размера тарифной ставки (оклада работников бюджетной сферы в Российской Федерации.
Минимальный размер оплаты труда установлен Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (в последующей редакции) и составляет с 1 мая 2002 г. 450 рублей в месяц.
Данный размер в соответствии с ч. 1 ст. 133 Трудового кодекса РФ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом.
Частью 3 статьи 133 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что при оплате труда на основе тарифной системы размер тарифной ставки (оклада) первого разряда единой тарифной сетки не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Размер тарифной ставки (оклада) регулируется Федеральным законом от 25 октября 2001 г. N 139-ФЗ "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" и составляет с 1 декабря 2001 г. 450 рублей.
Таким образом, установление гарантии работникам минимума оплаты труда относится к компетенции Российской Федерации и устанавливается федеральным законом.
Судом правильно сделан вывод в решении о праве Верховного Совета Республики Хакасия в своих нормативных актах определить размер должностных окладов государственных и муниципальных служащих, финансируемых из бюджета субъекта РФ и местного бюджета.
В тоже время суд необоснованно не принял во внимание вышеприведенные нормы федерального законодательства и того обстоятельства, что оспариваемой нормой Закона Республики Хакасия "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2003 г." для расчета должностных окладов работников органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Хакасия определена базовая ставка (оклад) на 2003 год в размере 300 руб., т.е. ниже установленного федеральным законодательством минимума, что нельзя признать законным.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 2 апреля 2003 г. отменить.
Вынести новое решение, которым заявление прокурора Республики Хакасия удовлетворить.
Признать статью 22 Закона Республики Хакасия от 27 декабря 2002 года N 73 "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2003 г." противоречащей федеральному законодательству, недействующей со дня вынесения настоящего определения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 июня 2003 г. N 55-Г03-6
Текст определения официально опубликован не был