Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 октября 2004 г. N 55-Г04-14
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Лаврентьевой М.Н.
судей Пирожкова В.Н., Меркулова В.П.
рассмотрела в судебном заседании от 20 октября 2004 г. дело по кассационным жалобе Мастрич Е.Ю. и представлению прокурора Прокуратуры Республики Хакасия на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 5 июля 2004 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пирожкова В.Н., объяснения представителя Мастрич Н.Ю. - Абаковской С.В., поддержавшей доводы жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гермашевой М.М., полагавшей решение отменить, Судебная коллегия установила:
Мастрич Е.Ю. обратилась в суд с заявлением о признании недействующим Закона Республики Хакасия от 10 февраля 2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Приложения 1 и 2 к Закону Республики Хакасия "О муниципальной службе в Республике Хакасия" в части исключения должности руководителя органа территориального общественного самоуправления из перечня выборных муниципальных должностей категории "А" и внесении этой должности в перечень муниципальных должностей муниципальной службы категории "В".
В обоснование заявленного требования Мастрич ссылалась на то, что оспариваемые ею положения закона республики противоречат федеральному законодательству и, в частности, Федеральному закону "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации".
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 5 июля 2004 г. в удовлетворении заявления отказано.
В кассационных жалобе Мастрич Е.Ю. и представлении прокурора Прокуратуры Республики Хакасия ставится вопрос об отмене решения и принятии нового решения об удовлетворении заявленного требования.
Судебная коллегия полагает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что поскольку должность руководителя органа территориального общественного самоуправления входит в структуру органа местного самоуправления, утверждается руководителем этого органа и заработная плата выплачивается из средств местного бюджета, то внесение этой должности в перечень муниципальных должностей муниципальной службы является правомерным.
Между тем, такой вывод основан на неправильном применении норм материального права.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется законодательством субъектов Российской Федерации.
С учетом этого, Законом Республики Хакасия "О местном самоуправлении в Республике Хакасия" (глава 10) предусмотрена такая форма участия населения в осуществлении местного самоуправления как территориальное общественное самоуправление. Уставом города Абакана (ст. 80-84) установлен порядок создания органов территориального общественного самоуправления в г. Абакане и их полномочия. Положением о территориальном общественном самоуправлении в городе Абакане, утвержденным решением Абаканского городского совета депутатов, установлено, что выборным должностным лицом территориального общественного самоуправления является староста, избираемый населением микрорайона на общем собрании или конференции на срок не более 4 лет и утверждается на эту должность постановлением мэра г. Абакана (п. 9, 10).
Как следует из материалов дела, 20 декабря 2002 г. Мастрич на конференции жителей района "Юго-Западный" избрана старостой территориального общественного самоуправления этого района сроком на 4 года.
Следовательно, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Хакасия она является выборным должностным лицом органа территориального общественного самоуправления граждан по месту их жительства.
В тоже время, согласно ст. 2 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" муниципальная должность муниципальной службы не является выборной и деятельность на этой должности осуществляется на постоянной основе.
Кроме того, указанным законом предусмотрены конкретные права и обязанности муниципального служащего, которые не могут устанавливаться для должностных лиц органа территориального общественного самоуправления.
Что касается введения должности руководителя территориального общественного самоуправления в штатное расписание администрации города Абакана и выплата заработной платы из средств местного бюджета, то это не свидетельствует о том, что данная должность является муниципальной должностью муниципальной службы.
При таких обстоятельствах, внесение законом Республики Хакасия должности руководителя органа территориального общественного самоуправления в перечень муниципальных должностей муниципальной службы нельзя признать законным.
В связи с этим решение, которым отказано в удовлетворении заявления Мастрич об оспаривании указанного закона республики, подлежит отмене.
Учитывая, что допущенная судом ошибка в применении и толковании норм материального права, может быть устранена при рассмотрении дела в кассационном порядке, судебная коллегия полагает возможным вынести новое решение об удовлетворении заявления Мастрич, не передавая дело на новое рассмотрение.
Судебная коллегия не обсуждает вопрос, связанный с законностью исключения из перечня выборных муниципальных должностей категории "А" должности руководителя органа территориального общественного самоуправления, поскольку, как установил суд, это относится к компетенции законодателя.
Руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 5 июля 2004 г. отменить, принять новое решение, которым удовлетворить заявление Мастрич Е.Ю. и Закон Республики Хакасия от 10 февраля 2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Приложения 1 и 2 к Закону Республики Хакасия "О муниципальной службе в Республике Хакасия" в части внесения должности руководителя органа территориального общественного самоуправления в перечень муниципальных должностей муниципальной службы категории "В" признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 октября 2004 г. N 55-Г04-14
Текст определения официально опубликован не был