Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 декабря 2004 г. N 55-Г04-19
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Г.В. Манохиной
судей А.М. Маслова и А.В. Харланова
рассмотрела в открытом судебном заседании дело заявлению исполняющего обязанности прокурора Республики Хакасия о признании положений пункта 14 в части, подпункта 4 пункта 15, пункта 22 Положения об Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 25 марта 2004 года N 87 противоречащими федеральному законодательству, недействующими, по кассационной жалобе Правительства Республики Хакасия и кассационному представлению прокурора Республики Хакасия на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 13 сентября 2004 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Маелова А.М., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Н.Ю. Гончаровой, полагавшей кассационное представление удовлетворить, кассационную жалобу - отклонить, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 25 марта 2004 г. N 87 утверждено Положение об Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Хакасия, пункт 14 которого допускает, что на должность регистратора прав могут быть назначены граждане Российской Федерации, имеющие иное (не юридическое) высшее образование и опыт работы не менее 2 лет в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав.
Подпункт 4 пункта 15 устанавливает, что руководитель Учреждения юстиции - главный государственный регистратор прав на недвижимое имущество и сделок с ним утверждает смету расходов на содержание Учреждения юстиции и его филиалов за счет соответствующих бюджетных средств, средств, поступающих в Учреждение юстиции в порядке, определяемом Правительством Республики Хакасия, от платы за государственную регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах, а также иных не запрещенных законом источников, пункт 22 предусматривает, что расходование средств Учреждения юстиции и его филиалов производится в соответствии со сметой, утверждаемой руководителем Учреждения юстиции.
Утверждая, что приведенные нормы не соответствуют федеральному закону, прокурор просит о признании их недействующими.
Представитель Правительства Республики Хакасия и представитель Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Хакасия возражали против удовлетворения заявления прокурора.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 13 сентября 2004 г. постановлено: заявление исполняющего обязанности прокурора Республики Хакасия удовлетворить частично. Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим с момента вступления решения суда в законную силу положение пункта 14 Положения об Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 25 марта 2004 года N 87, в части квалификационного требования к регистратору прав в виде наличия стажа государственной службы на старших государственных должностях не менее 2-х лет. В удовлетворении заявления исполняющего обязанности прокурора Республики Хакасия о признании положений подпункта 4 пункта 15, пункта 22 Положения об Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 25 марта 2004 года N 87, противоречащими федеральному законодательству, недействующими отказать.
Представитель Правительства Республики Хакасия подал кассационную жалобу, в которой просит решение в части удовлетворения заявления прокурора отменить и принять новое, которым признать заявление необоснованным. Полагает, что суд неправильно применил материальный закон. Норма, признанная незаконной соответствует постановлению Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 288 "Об утверждении Примерного положения об учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В кассационном представлении прокурора Республики Хакасия ставится вопрос об отмене решения в части отказа в удовлетворении его заявления и вынесении нового решения о признании п. 4 п. 15 и п. 22 оспариваемого Положения недействительными, поскольку, по его мнению, суду надлежало применить нормы бюджетного законодательства, то есть не применен закон подлежащий применению.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим частичной отмене.
В соответствии с п. 2 статьи 15 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (с последующими изменениями и дополнениями) на должность регистратора прав назначаются лица, имеющие высшее юридическое образование или опыт работы в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав, не менее двух лет, прошедшие специальные курсы и сдавшие квалификационный экзамен в соответствии с установленными требованиями.
Поскольку Федеральным законом не закреплено право органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать квалификационные требования к регистратору, суд сделал вывод о том, что положение пункта 14 Положения об Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Хакасия противоречит федеральному законодательству в части установления квалификационного требования к регистратору прав в виде наличия стажа государственной службы на старших государственных должностях не менее двух лет.
Возражая против данного осуждения, в кассационной жалобе утверждается, что положение, признанное судом недействующим согласуется с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 N 288 "Об утверждении примерного Положения об Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Данный довод исследовался судом и признан несостоятельным. В решении указано, что вопрос о квалификационных требованиях урегулирован Федеральным законом, имеющим высшую юридическую силу по отношению к иным нормативным правовым актам, в том числе к постановлениям Правительства Российской Федерации, относящимся к подзаконным актам.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, доводами кассационной жалобы, не содержащими иных, кроме заявленных в суде, положений, он не опровергается.
В указанной части решение суда является законным и обоснованным.
Вместе с тем, кассационное представление подлежит удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении заявления прокурора Республики Хакасия, суд исходил из того, что доходы и расходы Учреждения юстиции, закрепленные в статье 11 Федерального закона и составляющие финансовую основу его деятельности, являются доходами и расходами самого Учреждения юстиции и не могут быть отнесены к числу доходов и расходов бюджета субъекта Российской Федерации.
Исходя из федерального законодательства и неоспариваемых норм Положения об Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Хакасия, названные учреждения являются государственными органами, обеспечивающим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Хакасия, в силу ст. 161 Бюджетного кодекса РФ относится к категории бюджетных учреждений, имущество названного Учреждения юстиции согласно п. 23 Положения является собственностью Республики Хакасия и закрепляется за Учреждением юстиции на праве оперативного управления.
В соответствии со ст. 42 п. 2 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.
Таким образом, средства, поступающие в качестве платы за регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежит обязательному зачислению в доход соответствующего бюджета.
Ссылка в решении на п. 3 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", как на основание иного, отличного от установленного Бюджетным кодексом РФ порядка распределения бюджетных средств, является ошибочной. Данная норма является обязательной для главного распорядителя бюджетных средств субъекта Российской Федерации, который в соответствии с п. 4 ст. 158 БК РФ утверждает смету доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений, но не представляет руководителю Учреждения юстиции - главному государственному регистратору прав на недвижимое имущество и сделок с ним полномочий распорядителя бюджетных средств.
При таких обстоятельствах в указанной части решение подлежит отмене. Учитывая установленные по делу обстоятельства, и, принимая во внимание, что судом допущена ошибка в применении норм материального права следует, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение, которым кассационное представление удовлетворить.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 13 сентября 2004 г. в части отказа в удовлетворении заявления исполняющего обязанности прокурора Республики Хакасия отменить.
Принять новое решение, которым положения подпункта 4 пункта 15, пункта 22 Положения об Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 25 марта 2004 года N 87, признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вынесения настоящего решения.
В остальной части решение оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Республики Хакасия - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 декабря 2004 г. N 55-Г04-19
Текст определения официально опубликован не был