Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 марта 2004 г. N 55-Г04-1
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего М.Н. Лаврентьевой
судей А.М. Маслова и Т.И. Еременко
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Книс М.А. о признании недействующими в части, регулирующей оплату труда муниципальных служащих, статьи 3, статьи 4 Закона Республики Хакасия от 30 сентября 2003 года N 49 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Хакасия, регулирующие оплату труда работников органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Хакасия", по кассационной жалобе Книс М.А. на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 17 ноября 2003 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Маслова А.М., объяснения представителя Книс М.А. - Абаковской С.В. (доверенность от 20 октября 2003 г.), поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение отменить, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Законом Республики Хакасия "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Хакасия, регулирующие оплату труда работников органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Хакасия" статья 22 Закона Республики Хакасия от 27 декабря 2002 года N 73 "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2003 год" изложена в редакции: "Установить, что к количеству МРОТ, установленному для определения должностных окладов Законом Республики Хакасия от 30 сентября 2002 года N 53 "О реестре государственных должностей в Республики Хакасия и размерах должностных окладов лиц, замещающих государственные должности Республики Хакасия и государственные должности государственной службы Республики Хакасия" и Законом Республики Хакасия от 22 февраля 2000 года N 74 "О муниципальной службе в Республике Хакасия", для работников органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Хакасия применяется коэффициент 0,667. В случае если в течение текущего финансового года происходит повышение минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, данный коэффициент понижается пропорционально росту минимального мера оплаты труда" (с. 3).
Статьей 4 этого же Закона Республики Хакасия установлено, что настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 17 июня 2003 года.
Книс М.А. обратилась в суд с заявлением о признании указанных норм Закона Республики Хакасия в части, регулирующей оплату труда муниципальных служащих, противоречащими федеральному законодательству, недействующими со дня их принятия. Полагает, что применение коэффициента 0,667 к количеству МРОТ для исчисления размеров должностных окладов муниципальных служащих с 17 июня 2003 года и дальнейшее его понижение пропорционально увеличению минимального размера оплаты труда не соответствует статье 133 Трудового Кодекса РФ и части 3 статьи 2 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", поскольку оспариваемыми нормами установлен иной размер минимальной оплаты труда муниципальных служащих, тогда как федеральным законом органам государственной власти субъекта Российской Федерации такое право не предоставлено. Указанные правовые нормы нарушают ее права, как муниципальной служащей, и приводят к уменьшению заработной платы, которая напрямую зависит от установленного минимального размера оплаты труда.
Представители Верховного Совета Республики Хакасия заявление не признали, представитель администрации города Абакана требования Книс М.А. поддержал.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 17 ноября 2003 г. в удовлетворении заявления Книс М.А. о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими в части, регулирующей оплату труда муниципальных служащих, статьи 3, статьи 4 Закона Республики Хакасия от 30 сентября 2003 года N 49 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Хакасия, регулирующие оплату труда работников органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Хакасия" - отказано.
Книс М.А. подала кассационную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое, которым удовлетворить заявленные требования. Полагает, что суд неправильно применил материальный закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права, дал ошибочную оценку доводам заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение подлежащим отмене.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что статьей 16 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок и иных выплат к должностному окладу муниципального служащего определяются нормативными актами органов местного самоуправления в соответствии с законами субъекта Российской Федерации. Этой нормой руководствовался Верховный Совет Республики Хакасия при установлении порядка определения должностных окладов муниципальных служащих, при этом размер коэффициента применил не к минимальному размеру оплаты труда, а к их количеству, являющемуся составляющей должностного оклада.
Такой вывод не основан на нормах материального права.
Не ставя под сомнение безусловное право законодательного органа субъекта Российской Федерации принимать законы, устанавливающие порядок определения размеров должностных окладов муниципальных служащих, судебная коллегия считает, что при этом должны быть обеспечены государственных гарантий по оплате труда, установленные федеральным законом, что не было учтено судом.
Так, ч. 2 ст. 6 Трудового кодекса Российской Федераций к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений отнесено принятие обязательных для применения на территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свободы и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников).
В силу ст. 130 Трудового кодекса Российской Федерации в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включены величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в Российской Федерации.
На основании ст. 133 того же Кодекса минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом. При оплате труда на основе тарифной системы размер тарифной ставки (оклада) первого разряда единой тарифной сетки не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно Закону Республика Хакасия "О муниципальной службе Республики Хакасия" за основу для исчисления размеров должностных окладов работников органов местного самоуправления Республики Хакасия принимается минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации. Кроме того, в зависимости от занимаемой должности и особенностей муниципального образования составляющей для определения размера оклада является количество минимальных размеров оплаты труда.
Таким образом, должностной оклад муниципального служащего согласно оспариваемым нормам определяется путем перемножения величины установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда на количество МРОТ и на понижающий коэффициент. При этом, как следует из закона Республики Хакасия, коэффициент понижается пропорционально росту минимального размера оплаты труда, то есть коэффициент относится не к количеству, а к минимальному размеру оплаты труда, таким образом, в расчет должностного оклада идет не МРОТ, а его доля, что недопустимо в силу ст. 133 Трудового кодекса РФ.
При установлении оплаты по тарифной ставке (окладу) первого разряда единой тарифной сетки размер должностного оклада будет ниже минимального размера оплаты труда, что также противоречит приведенным нормам.
То обстоятельство, что указанные ограничения размеров должностных окладов муниципальных служащих установлены Законом "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2003 год" не имеет существенного значения, поскольку все законы субъекта Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Между тем, ст. 7 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.
Приведенные обстоятельства судом не учтены, неправильно применен материальный закон, в силу чего судебная коллегия находит решение подлежащим отмене.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, существенных процессуальных нарушений не допущено, имеются основания, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований со дня введения в действие оспариваемого закона Республики Хакасия.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 17 ноября 2003 г. отменить.
Принять новое решение, которым статьи 3 и 4 Закона Республики Хакасия от 30 сентября 2003 года N 49 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Хакасия, регулирующие оплату труда работников органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Хакасия" в части предписания, что к количеству МРОТ, установленному для определения должностных окладов Законом Республики Хакасия от 22 февраля 2000 года N 74 "О муниципальной службе в Республике Хакасия", для работников органов местного самоуправления Республики Хакасия применяется коэффициент 0,667. В случае если в течение текущего финансового года происходит повышение минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, данный коэффициент понижается пропорционально росту минимального размера оплаты труда" - признать недействующими со дня введения в действие Закона Республики Хакасия от 30 сентября 2003 года N 49 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Хакасия, регулирующие оплату труда работников органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Хакасия".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 марта 2004 г. N 55-Г04-1
Текст определения официально опубликован не был