Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 августа 2004 г. N 55-Г04-8
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего М.Н. Лаврентьевой
судей А.М. Маслова и В.А. Емышевой
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации о признании части 1 статьи 3 Закона Республики Хакасия от 24 сентября 1996 года N 68 "О порядке опубликования и вступления в силу республиканских законов, постановлений и иных нормативных актов Республики Хакасия" (с изменениями и дополнениями от 25 октября 2001 года, от 09 января 2003 года) противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению по кассационному представлению прокурора Республики Хакасия (по доверенности) на решение Верховного Суда Республики Хакасия суда от 12 мая 2004 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Маслова А.М., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Титовой А.А., полагавшей решение оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Частью 1 статьи 3 Закона Республики Хакасия от 24 сентября 1996 года N 68 "О порядке опубликования и вступления в силу республиканских законов, постановлений и иных нормативных актов Республики Хакасия" (с изменениями и дополнениями от 25 октября 2001 года, от 09 января 2003 года) предусмотрено, что республиканский закон, принятый Верховным Советом Республики Хакасия, направляется Председателю Правительства Республики Хакасия, который обязан его обнародовать путем подписания и опубликования в срок до 14 календарных дней со дня его поступления в Правительство Республики Хакасия.
Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации обратился в суд с заявлением о признании части 1 статьи 3 указанного выше Закона противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению, поскольку оспариваемая норма исключает возможность главы исполнительной власти республики отклонить принятый Верховным Советом республиканский закон.
Представители Верховного Совета и Правительства Республики Хакасия заявленные требования не признали.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия суда от 12 мая 2004 г. в удовлетворении заявления заместителя Генерального прокурора Российской Федерации отказано.
Прокурор Республики Хакасия (по доверенности Заместителя Генерального прокурора РФ) подал кассационное представление, в которой просит решение отменить и принять новое, которым удовлетворить требования прокурора. Полагает, что суд дал неправильное толкование материального закона.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обязано (обязан) обнародовать конституцию (устав), закон субъекта Российской Федерации, удостоверив обнародование закона путем его подписания или издания специального акта, либо отклонить закон в срок, который устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации и не должен превышать четырнадцать календарных дней с момента поступления указанного закона.
Суд, вынося решение, исходил из приведенной нормы Федерального закона и сделал вывод, что оспариваемое положение Закона Республики Хакасия ему не противоречит.
Выводы суда являются правильными, основанными на установленных обстоятельствах дела, соответствуют материальному закону и не опровергаются доводами кассационного представления.
Закон Республики Хакасия "О порядке опубликования и вступления в силу республиканских законов, постановлений и иных нормативных актов Республики Хакасия" регламентирует участие Председателя Правительства Республики Хакасия как высшего должностного лица республики по введению в действие законов Республики Хакасия и не касается иных его полномочий, закрепленных в Конституции Республики Хакасия и Законе Республики Хакасия "О Правительстве Республики Хакасия", в том числе права отклонить закон, принятый Верховным Советом республики.
В этой связи судебная коллегия считает неубедительным довод кассационного представления о том, что часть 1 статьи 3 Закона Республики Хакасия "О порядке опубликования и вступления в силу республиканских законов, постановлений и иных нормативных актов Республики Хакасия" не соответствует федеральному закону, поскольку в ней отсутствует ссылка на право Председателя Правительства республики отклонить закон.
Это полномочие не относится к предмету регулирования указанным законом республики и действует на основании иных нормативных правовых актов республики.
С учетом изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит доводы кассационной жалобы убедительными, влекущими отмену решения суда, постановленного в соответствии с требованиями материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 12 мая 2004 г. оставить без изменения, кассационное представление прокурора Республики Хакасия (по доверенности) - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 августа 2004 г. N 55-Г04-8
Текст определения официально опубликован не был