Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 сентября 2004 г. N 55-Г04-9
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.
судей Харланова А.В., Маслова А.М.
рассмотрела в судебном заседании 8 сентября 2004 г. гражданское дело по кассационному представлению прокурора Республики Хакасия (по доверенности) на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 19 мая 2004 г., которым заместителю Генерального прокурора РФ отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Закона Республики Хакасия "О местном референдуме Республики Хакасия".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Воскобойниковой Е.Л., полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
31 мая 2002 года Верховным Советом Республики Хакасия принят Закон Республики Хакасия N 24 "О местном референдуме Республики Хакасия", который в настоящее время действует с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Республики Хакасия 09 января 2003 года N 78, от 10 ноября 2003 года N 69 (далее Закон РХ).
Закон и изменения были опубликованы в газете "Вестник Хакасия" 14 июня 2002 года N 24-25, 27 января 2004 года N 5-6.
Статьей 1 Закона РХ, определяющей основные принципы проведения местного референдума в Республике Хакасия, установлено, что
- гражданин Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающий на территории соответствующего муниципального образования, участвует в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании (пункт 2);
- участие гражданина Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающего на территории соответствующего муниципального образования, является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в местном референдуме, а также на его свободное волеизъявление (пункт 3);
- граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, участвуют в местном референдуме на равных основаниях (пункт 4);
- гражданин Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающий на территории соответствующего муниципального образования, голосует на референдуме за или против вынесенного на местный референдум вопроса непосредственно (пункт 6).
Статьей 3 Закона РХ, определяющей условия участия граждан Республики Хакасия в местном референдуме, предусмотрено:
1. Каждый гражданин Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающий на территории соответствующего муниципального образования, в границах которого проводится местный референдум, и достигший на день проведения местного референдума возраста 18 лет, имеет право голосовать на местном референдуме, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных действиях по подготовке референдума.
2. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на данной территории местного референдума не может служить основанием для лишению его права на участие в местном референдуме.
3. В местном референдуме не имеют права участвовать граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишению свободы по приговору суда.
4. Гражданин Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающий на территории соответствующего муниципального образования, имеет право участвовать в местном референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Согласно пункту 1 статьи 6 закона РХ инициатива проведения местного референдума принадлежит гражданам Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающим в границах соответствующего муниципального образования, имеющим право на участие в местном референдуме. Инициатива проведения местного референдума также принадлежит представительному органу местного самоуправления. Процедура принятия решения устанавливается представительным органом местного самоуправления.
Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации обратился в суд с заявлением о признании положений пунктов 2, 3, 4, 6 статьи 1, пунктов 1 и 4 статьи 3, пункта 1 статьи 6 Закона Республики Хакасия противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению.
В обоснование своих требований он сослался на то, что закрепление в пунктах 2, 3, 4, 6 статьи 1, пунктах 1 и 4 статьи 3, пункте 1 статьи 6 Закона РХ условий участия граждан в местном референдуме, голосования на референдуме, проведения референдума, поставленных в зависимость от постоянного или преимущественного проживания граждан на территории соответствующего муниципального образования, противоречит пункту 54 статьи 2, пункту 2 статьи 16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме", в соответствии с которыми право граждан на участие в референдуме связано не с постоянным или преимущественным проживанием в пределах муниципального образования, а с фактом регистрации по месту жительства на его территории, а, следовательно, указанные правовые нормы приняты Верховным Советом РХ с превышением предоставленных ему законом полномочий.
Представитель Верховного Совета Республики Хакасия в судебном заседании с требованиями заявления не согласилась, ссылаясь на то, что положения оспариваемых правовых норм Закона РХ не противоречат Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме", который связывает право граждан на участие в референдуме не с фактом регистрации гражданина по месту жительства, а с фактом нахождения его места жительства на соответствующей территории муниципального образования, и соответствуют Закону Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", определяющему место жительства гражданина как место постоянного или преимущественного его проживания.
Представители Правительства Республики Хакасия в судебном заседании дали аналогичные пояснения.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 19 мая 2004 г. прокурору в удовлетворении заявления отказано.
В кассационном представлении прокурора Республики Хакасия (по доверенности) поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления прокурора, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Согласно пункту 54 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме" (далее Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав") местный референдум - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 указанного Федерального закона основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума является факт нахождения места жительства гражданина Российской Федерации на соответствующей территории, который устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации.
Таким образом, как правильно указал суд, вышеприведенная норма Федерального закона, регулирующая вопросы регистрации (учета) избирателей, участников референдума, также связывает право граждан на участие в референдуме с фактом нахождения его места жительства на соответствующей территории.
Согласно части 3 статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Аналогичное положение закреплено и в пункте 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 (далее - Правила).
Таким образом, суд правильно исходил из того, что действующее федеральное законодательство определяет понятие "место жительства" как место постоянного или преимущественного проживания гражданина, установление факта нахождения которого пунктом 2 статьи 16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав" отнесено к исключительной компетенции органов регистрационного учета граждан Российской Федерации.
Следовательно, суд пришел к обоснованному выводу о том, что положения пунктов 2, 3, 4, 6 статьи 1, пунктов 1 и 4 статьи 3, пункта 1 статьи 6 Закона РХ, определяющие условия участия граждан РХ в местном референдуме, голосования на референдуме, проведения референдума в зависимости от постоянного или преимущественного проживания граждан на территории соответствующего муниципального образования, не противоречат федеральному законодательству и приняты Верховным Советом РХ в пределах предоставленных ему законом полномочий.
Доводы прокурора о том, что Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме" связывает права граждан на участие в референдуме не с постоянным или преимущественным проживанием в пределах муниципального образования, а с фактом регистрации по месту жительства на его территории, поскольку физические лица могут иметь несколько жилых помещений, судом правильно признаны несостоятельными.
Согласно части 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, в том числе и права избирать и быть избранными, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Статьей 6 этого Закона Российской Федерации установлено требование, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме.
Таким образом, в соответствии с вышеприведенными нормами Закона, любой гражданин, постоянно или преимущественно проживающий на определенной территории, а также сменивший место жительства, обязан обратиться в органы регистрационного учета с заявлением о постановке на регистрационный учет по месту жительства, поскольку уведомление органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства является не только правом, но и обязанностью гражданина.
Вместе с тем, как обоснованно указал суд в решении, сам по себе факт регистрации или отсутствие такового не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей, и согласно части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (право граждан Российской Федерации на участие в референдуме закреплено статьей 32 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав" гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, что как правильно указал суд, следует понимать не иначе как недопустимость любой дискриминации граждан, связанной с их участием в выборах или референдуме, в том числе и путем увязывания реализации избирательного права, права на участие в референдуме с определенными видами официального учета как дополнительными условиями приобретения активного избирательного права, права на участие в референдуме.
Принимая во внимание, что предметом правового регулирования пункта 2 статьи 16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав" является установление юридических оснований для регистрации (учета) избирателей, участников референдума, основанных на обязанности должностных лиц охватить учетом всех избирателей, участников референдума, которое не может применяться без взаимосвязи с вышеприведенным положением пункта 2 статьи 4 этого же Федерального закона, а также учитывая, что редакция оспариваемых прокурором правовых норм Закона РХ не исключает возможности регистрации (учета) участников референдума в соответствии с установленными в ней правилами, не посягает на конституционные права граждан избирать и быть избранным и как следствие не нарушает порядок рассмотрения вопросов, находящихся в ведении Российской Федерации, суд обоснованно отказал прокурору в удовлетворении заявления.
Вопрос об обеспечении избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации относится согласно пункта "б" части 1 статьи 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, следовательно, как правильно указал суд, подлежит регулированию федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
С утверждением в кассационном представлении прокурора о неправильном истолковании судом норм материального права согласиться нельзя по указанным выше основаниям.
Руководствуясь ст.ст. 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 19 мая 2004 г. оставить без изменения, а кассационное представление прокурора - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 сентября 2004 г. N 55-Г04-9
Текст определения официально опубликован не был