Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 мая 2006 г. N 55-Г06-3
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова B.H.
судей Харланова A.B., Соловьева B.H.
рассмотрела в судебном заседании 17 мая 2006 года гражданское дело по кассационной жалобе Правительства Республики Хакасия на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 20 февраля 2006 года, которым удовлетворено заявление Салайдиновой А.И. и Брюханцевой Л.Г. о признании недействующим п. 8 ст. 14 Закона Республики Хакасия от 4 октября 2004 года N 53 "Об образовании" (с последующими изменениями) в части установления права педагогических работников образовательных учреждений на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Республики Хакасия.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова A.B., прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончарову Н.Ю., полагавшую решение суда законным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
22 сентября 2004 года Верховным Советом Республики Хакасия принят Закон Республики Хакасия N 53 "Об образовании", 4 октября 2004 года подписан Председателем Правительства Республики Хакасия, 6 мая 2005 года внесены изменения, опубликован в бюллетене "Вестник Хакасии" от 7 октября 2004 года N 45, от 13 мая 2005 года N 21.
30 декабря 2004 года Правительством Республики Хакасия принято постановление N 410 "О мерах по реализации Закона Республики Хакасия от 25 ноября 2004 года N 98 "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2005 год", 24 марта 2005 года, 16 июня 2005 года, 5 августа 2005 года внесены изменения, опубликовано в бюллетене "Вестник Хакасии" от 20 января 2005 года N 1, от 5 апреля 2005 года N 15, от 23 июня 2005 года N 31, от 9 сентября 2005 года N 42.
Пунктом 8 статьи 14 Закона Республики Хакасия от 4 октября 2004 года "Об образовании" (с изменениями от 6 мая 2005 года) предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном федеральным законодательством, имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности и поселках городского типа в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Республики Хакасия.
В соответствии с абзацем 2 раздела 9 приложения N 3 к постановлению Правительства Республики Хакасия от 30 декабря 2004 года N 410 "О мерах по реализации Закона Республики Хакасия от 25 ноября 2004 года N 98 "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2005 год" педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную площадь с отоплением и освещением в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Республики Хакасия.
Салайдинова А.И., Брюханцева Л.Г. обратились в суд с заявлением о признании пункта 8 статьи 14 Закона Республики Хакасия и абзаца 2 раздела 3 приложения N 3 к Постановлению в части установления права педагогических работников образовательных учреждений на бесплатную площадь с отоплением и освещением в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Республики Хакасия противоречащими федеральному законодательству, недействующими.
В обоснование заявленных требований заявительницы сослались на то, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки, которая должна предоставляться в порядке, установленном федеральным законодательством.
Пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. При этом размер общей площади жилья на федеральном уровне не ограничен, в связи с чем указанная категория граждан освобождена от оплаты за отопление и освещение независимо от размера занимаемого жилого помещения и нормативов потребления.
Порядок реализации права педагогических работников сельской местности на жилую площадь с отоплением и освещением определен постановлениями Совета Министров СССР от 10 февраля 1984 года N 246 и от 4 мая 1971 года N 255, которые в силу статьи 4 Закона РСФСР "О действии актов органов Союза ССР" являются действующими.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеназванного постановления N 246 следует читать как "от 10 февраля 1948 года"
Согласно статье 8 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статья 59 Жилищного кодекса РСФСР предусматривала, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением, без каких-либо ограничений и норм. По нормам может предоставляться только жилое помещение.
Представители Правительства Республики Хакасия просили производство по делу в части признания противоречащим федеральному законодательству, недействующим абзаца 2 раздела 9 приложения 3 к постановлению Правительства Республики Хакасия прекратить, ссылаясь на то, что оспариваемое постановление утратило силу в связи с истечением финансового года. 22 декабря 2005 года принят Закон Республики Хакасия N 100-ЗРХ "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2006 год", а 30 декабря 2005 года постановление Правительства Республики Хакасия N 439 "О мерах по реализации Закона Республики Хакасия "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2006 год".
Определением Верховного Суда Республики Хакасия от 20 февраля 2006 года производство по делу по заявлению Салайдиновой А.И. и Брюханцевой Л.Г. в части признания абзаца 2 раздела 9 приложения 3 к постановлению Правительства Республики Хакасия от 30 декабря 2004 года N 410 "О мерах по реализации Закона Республики Хакасия от 25 ноября 2004 года N 98 "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2005 год" (с изменениями от 5 августа 2005 года) противоречащим федеральному законодательству, недействующим прекращено.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 20 февраля 2006 года заявление Салайдиновой А.И. и Брюханцевой Л.Г. о признании недействующим п. 8 ст. 14 Закона Республики Хакасия от 4 октября 2004 года N 53 "Об образовании" (с последующими изменениями) в части установления права педагогических работников образовательных учреждений на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Республики Хакасия, удовлетворено.
В кассационной жалобе Правительства Республики Хакасия поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не находит.
В силу положений Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (п.п. "е", "к" ч. 1 ст. 72, ч. 2 и ч. 5 ст. 76).
В силу п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Салайдинова А.И. и Брюханцева Л.Г. работают учителями начальных классов в Муниципальном образовательном учреждении "... общеобразовательная школа - ...". До 6 мая 2005 года педагогическим работникам сельской местности предоставлялась бесплатная жилая площадь с отоплением и освещением на основании постановлений Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года N 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" и от 4 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", которые в соответствии со ст. 4 Закона РСФСР от 24 октября 1990 N 263-1 "О действии актов органов союза ССР на территории РСФСР" являются действующими, а также положений п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации "Об образовании".
Пунктом 8 статьи 14 Закона Республики Хакасия от 4 октября 2004 года "Об образовании" предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном федеральным законодательством, имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности и поселках городского типа в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Республики Хакасия.
Однако, как правильно указал суд, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статья 59 Жилищного кодекса РСФСР предусматривала, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением. При этом каких-либо ограничений и норм не установлено. По нормам может предоставляться только жилое помещение.
В силу статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную площадь с отоплением и освещением, при этом, как верно указал суд, размер общей площади жилья на федеральном уровне не ограничен, изменения в части замены порядка предоставления льгот компенсацией не внесены, в связи с чем указанная категория граждан освобождена от оплаты за отопление и освещение независимо от размера занимаемого жилого помещения и нормативов потребления.
Правильным является вывод суда о том, что возложение на граждан, являющихся работниками образования, обязанности осуществлять оплату за жилое помещение и коммунальные услуги нарушает их права и законные интересы, поскольку федеральное законодательство сохраняет для указанной категории граждан предоставление льготы в натуральной форме.
Суд правильно не согласился с доводами представителей Верховного Совета Республики Хакасия и Правительства Республики Хакасия о том, что полномочия по предоставлению педагогическим работникам сельской местности бесплатной жилой площади с отоплением и освещением переданы субъектам Российской Федерации Законом Российской Федерации "Об образовании", при этом не определен источник финансирования этой меры социальной поддержки, не предусмотрена методика расчета субвенций из федерального бюджета, в связи с чем Республика Хакасия за счет собственных средств, исходя из возможностей бюджета, установила дополнительную меру социальной поддержки в виде предоставления педагогическим работникам сельской местной бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в пределах социальной нормы площади жилья, поскольку отсутствие порядка, методики расчета субвенций из федерального бюджета, возможности бюджета Республики Хакасия не являются основанием для отказа в предоставлении гражданам мер социальной поддержки, которые им положены в соответствии с федеральным законодательством.
Право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки в жилищной сфере, в связи с чем ограничение предоставления этой меры пределами социальной площади жилья не может быть расценено как установление субъектом Российской Федерации, исходя из возможностей бюджета, дополнительной меры социальной поддержки.
Наделение федеральным законом субъектов Российской Федерации правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки граждан, являющихся педагогическими работниками, равно как и положения п. 7 ст.ст. 26.3, 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" направлены на формирование механизма межбюджетных отношений и не регулируют правоотношения по предоставлению льгот педагогическим работникам сельской местности.
Вывод суда о том, что п. 8 ст. 14 Закона Республики Хакасия от 4 октября 2004 года N 53 "Об образовании" в части установления права педагогических работников образовательных учреждений на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Республики Хакасия, противоречит федеральному законодательству, основан на анализе действующего федерального законодательства, мотивирован, соответствует требованиям закона и оснований считать его неправильным у Судебной коллегии не имеется.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к неправильному истолкованию судом норм материального права, с чем нельзя согласиться по указанным выше основаниям.
Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 20 февраля 2006 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Республики Хакасия - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 мая 2006 г. N 55-Г06-3
Текст определения официально опубликован не был