Заключение Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва
на проект федерального закона N 476236-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об усилении ответственности за нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов)
Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен указанный проект федерального закона, внесенный Государственным Советом Республики Татарстан.
Законопроектом предлагается увеличить размер административного штрафа за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), установив в санкции части 2 статьи 14.1 Кодекса административный штраф для граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, для должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей и для юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей. В настоящее время размер штрафа установлен для граждан - от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей, для должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей и для юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Также предлагается изложить в новой редакции статью 14.26 Кодекса об ответственности за нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов, а также их отчуждения, повысив размер административного штрафа и установив ответственность за повторное совершение указанного правонарушения, дополнив санкцию части 2 статьи такими видами наказания как безальтернативная конфискация и административное приостановление деятельности (для возможности введения последнего вида наказания соответствующее изменение предлагается внести в статью 3.12 Кодекса).
Как следует из пояснительной записки, авторы законопроекта полагают, что одним из путей решения проблемы в сфере обращения лома и отходов цветных и черных металлов является дальнейшее правовое регулирование в этой области.
Рассмотрев законопроект, сообщаем следующее.
Общественная вредность и распространенность правонарушений в области заготовки, переработки и реализации лома и отходов цветных и черных металлов безусловно требует самого серьезного реагирования и принятия необходимых мер в целях ее пресечения.
Вместе с тем, оценивая качество рассматриваемого законопроекта, следует отметить, что он недостаточно проработан с правовой точки зрения.
Так, предлагаемое установление безальтернативной конфискации предметов административного правонарушения за повторное нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов (приема, учета, хранения, транспортировки), а также их отчуждения, в меньшей степени соответствует принципам законодательства об административных правонарушениях и общим положениям Кодекса об административных правонарушениях, в соответствии с которыми решение по делу об административном правонарушении принимается с учетом всех обстоятельств дела: степени общественной вредности совершенного проступка, личности правонарушителя, наличия смягчающих и отягчающих вину обстоятельств. Представляется, что более объективному принятию решения должностным лицом либо судьей, рассматривающими дело об административном правонарушении, способствует возможность выбора санкции при назначении наказания.
Одновременно отмечаем, что в соответствии со статьей 4.3 Кодекса повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, признается обстоятельством, отягчающим административную ответственность, и являются основанием для усиления ответственности в рамках санкции соответствующей статьи Кодекса.
Кроме того, в законопроекте не соблюден принцип логической завершенности корреспондирующих изменений, связанный со структурой Кодекса об административных правонарушениях как кодифицированного законодательного акта, установленной в соответствии с кругом его правового регулирования. Поскольку Кодексом установлены и составы конкретных административных правонарушений, и процессуальные правила рассмотрения дел об административных правонарушениях, и их подсудность (подведомственность), и порядок исполнения постановлений о назначении административного наказания, изменение конкретной санкции, в частности, введение безальтернативной конфискации и административного приостановления деятельности за повторное совершение правонарушения, предусмотренного статьей 14.26, влечет необходимость соответствующих изменений статьи 23.1, устанавливающей компетенцию судей, и определения в статье 28.3 Кодекса должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Однако соответствующие нормы в законопроекте отсутствуют.
Кроме того, полагаем, что целесообразность ужесточения ответственности за правонарушения в любой сфере общественных отношений требует глубокого анализа данных правоприменительной практики. И только в том случае, если в результате проведенного анализа будет установлена невозможность эффективного пресечения и предотвращения правонарушений в рамках существующих мер, следует рассматривать вопрос об усилении ответственности. В данном же случае такой анализ, как следует из пояснительной записки, не проводился и соответственно необходимые данные не представлены.
Следует иметь в виду, что предложения об усилении ответственности за указанные правонарушения также содержатся в законопроектах N 159961-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенном Законодательным Собранием Тверской области, N 252398-4 "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенном Липецким областным Советом депутатов, N 253346-4 "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенном депутатом Государственной Думы В.А. Пехтиным, членом Совета Федерации С.В. Шатировым, а также Н.И. Ашлаповым, С.А. Поповым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы и В.И. Добросоцким в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации, N 416498-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенном Государственным Советом Удмуртской Республики, N 452244-4 "О внесении изменения в статью 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенном депутатами Государственной Думы А.А. Козерадским, В.А. Стальмаховым, А.Е. Хинштейном, а также А.Н. Косариковым и Л.И. Тяном в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы, N 27238-5 "О внесении изменения в статью 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенном Законодательным Собранием Еврейской автономной области.
С учетом изложенного, рассматриваемый законопроект рекомендуется отклонить, рассмотрев его в соответствии с Регламентом Государственной Думы как альтернативный одновременно с вышеуказанными законопроектами в порядке, установленном для рассмотрения альтернативных законопроектов.
Утверждено на заседании Комитета " 5 " июня 2008 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.