Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 декабря 2003 г. N 56-Г03-20
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
в составе:
председательствующего - М.Н. Лаврентьевой
судей - А.В. Харланова и В.П. Меркулова
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Приморского края к Законодательному собранию Приморского края о признании противоречащим федеральному законодательству части 2 ст. 13 Закона Приморского края N 219-КЗ от 30 апреля 2002 года "О порядке образования, объединения, преобразования, упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований" по кассационной жалобе Законодательного Собрания Приморского края на решение Приморского краевого суда от 26 августа 2003 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Прокурор Приморского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству части 2 ст. 13 Закона Приморского края N 219-КЗ от 30 апреля 2002 года "О порядке образования, объединения, преобразования, упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований", ссылаясь на то, что указанной нормой устанавливается порядок установления и изменения границ муниципального образования и предусматривается изменение границ муниципальных образований по инициативе органов местного самоуправления при наличии решения представительного органа местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, выраженного путем проведения местных референдумов, собраний (сходов) граждан и иными способами, предусмотренными действующим законодательством. При этом указано, что изменение границ не может быть произведено без учета мнения населения соответствующих муниципальных образований и губернатора края.
Полагая, что указание в законе учета мнения губернатора края противоречит федеральному законодательству и ограничивает права граждан на осуществление местного самоуправления, прокурор ссылался на ст. 131 Конституции РФ и ст. 13 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В судебном заседании прокурор в дополнение сослался на ст. 7 и ст. 67 Устава Приморского края и указал, что учет мнения губернатора им не предусмотрен, иные законы не могут противоречить Уставу. Просил признать ч. 2 ст. 13 Закона Приморского края N 219-КЗ недействующей в части учета мнения губернатора при изменении границ муниципальных образований.
Решением Приморского краевого суда от 26 августа 2003 года постановлено: заявление Прокурора Приморского края удовлетворить. Признать недействующим в части слов "и губернатора края" часть 2 ст. 13 Закона Приморского края N 219-КЗ от 30 апреля 2002 года "О порядке образования, объединения, преобразования, упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований" со дня его принятия.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения ввиду того, что суд неправильно применил материальный закон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со ст. 13 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установление и изменение границ муниципального образования осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти субъекта РФ. Изменение границ муниципального образования не допускается без учета мнения соответствующей территории. Законодательные и исполнительные органы государственной власти обязаны обеспечить гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ территории, в которых осуществляется местное самоуправление.
В соответствии со ст. 67 Устава Приморского края изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление в крае, осуществляется с учетом мнения населения соответствующих территорий. Устав обладает высшей юридической силой по отношению к законам и иным правовым актам Приморского края, имеет прямое действие и подлежит обязательному применению на всей территории края.
В силу со ст. 52 Устава Приморского края губернатор Приморского края является высшим должностным лицом, осуществляющим государственную власть на условиях и в пределах, установленных Конституцией РФ, Федеральными Законами и Уставом Приморского края, организует и возглавляет исполнительную власть в крае.
Статьей 13 закона Приморского края N 219-КЗ "О порядке образования, объединения, преобразования, упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований" предусмотрен учет мнения губернатора при изменении границ муниципального образования.
Однако, учет мнения губернатора при разрешении вопроса об изменении границ муниципальных образований ни федеральным законом, ни Уставом Приморского края не предусмотрен, противоречит им, поскольку предполагает выяснение мнения губернатора наряду с выяснением мнения населения вне связи с интересами населения, традиций местных жителей и иных особенностей данной территории.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что требование учета мнения губернатора края в оспариваемой норме является дополнительным условием, ограничивающим учет мнения населения при изменении границ муниципального образования и противоречащим федеральному законодательству и Уставу Приморского края, сделан правильно.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов суда и не могут быть основанием к отмене решения.
Неполное воспроизведение наименования закона не влияет на законность и обоснованность решения суда, а исправление подобных описок предусмотрено в порядке ст. 200 ГПК РСФСР.
Дело рассмотрено судом по правилам главы 24 ГПК РФ и оспариваемый нормативный акт не проверялся на соответствие Конституции РФ.
Иные доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда об удовлетворении заявления прокурора и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения.
Материалы дела исследованы судом полно и объективно, всем возражениям ПУ Законодательного Собрания Приморского края дана оценка, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Приморского краевого суда от 26 августа 2003 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Законодательного Собрания Приморского края - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 декабря 2003 г. N 56-Г03-20
Текст определения официально опубликован не был