Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 августа 2004 г. N 56-Г04-16
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Лаврентьевой М.Н.
судей Харланова А.В., Емышевой В.А.
рассмотрела в судебном заседании 25 августа 2004 г. гражданское дело по кассационной жалобе Ковалева Б.К. на решение Приморского краевого суда от 28 мая 2004 г., которым ему отказано в удовлетворении заявления об отмене постановления губернатора Приморского края от 15 ноября 2000 года N 728 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 1977 г. N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" в части установления предельного норматива теплопотребления для отопления жилищного фонда Лазовского района.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Ковалев Б.К. обратился в Приморский краевой суд с заявлением об отмене постановления губернатора Приморского края от 15 ноября 2000 года N 728 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 1997 г. N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" в части установления предельного норматива теплопотребления для отопления жилищного фонда Лазовского района, как не соответствующее климатическим факторам для пос. Преображение Лазовского района.
В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемым постановлением губернатора Приморского края установлен предельный норматив теплопотребления для отопления жилищного фонда Лазовского района равный 0,2600 Гкал/кв. м год.
Согласно "Методических рекомендаций по формированию нормативов потребления услуг жилищно-коммунального хозяйства" (Москва, 1999 год) нормативы жилищно-коммунальных услуг должны определяться для конкретного населенного пункта исходя из действий объективных факторов.
Таким объективным фактором для пос. Преображение является самая высокая в крае средняя температура отопительного периода, поэтому норматив теплопотребления на 1 кв. метр площади жилья должен быть низким. Между тем в пос. Преображение установлен самый высокий по Приморскому краю норматив теплопотребления, что завышает размер оплаты коммунальных услуг по тепловой энергии и нарушает права Ковалева Б.К. как жителя поселка.
Согласно произведенного им расчета на основании "Методических рекомендаций по формированию нормативов потребления услуг жилищно-коммунального хозяйства" норматив теплопотребления для отопления жилищного фонда пос. Преображение составляет 0,1900 Гкал/кв. м год.
Просил отменить постановление губернатора Приморского края от 15 ноября 2000 года N 728 в части установления предельного норматива теплопотребления для отопления жилищного фонда Лазовского района 0,2600 Гкал/кв. м год и установить для пос. Преображение Лазовского района норматив теплопотребления для отопления жилищного фонда равный 0,1900 Гкал/кв. м год.
Решением Приморского краевого суда от 28 мая 2004 г. Ковалеву Б.К. в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Ковалева Б.К. поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Согласно статье 15 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (в редакции Федерального закона от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ) органами местного самоуправления, органами государственной власти города федерального значения Москвы и органами государственной власти города федерального значения Санкт-Петербурга в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы потребления коммунальных услуг, цены на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах и тарифы на коммунальные услуги в жилых помещениях, а также цены и тарифы в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг.
Такой порядок определен постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 года N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", статьей 8 которого установлено, что органами местного самоуправления утверждаются нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг.
Согласно пункта "б" статьи 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 года N 887 органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано осуществлять контроль за соответствием стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг в регионах федеральным стандартам.
Как правильно указал суд в решении, во исполнение указанного постановления Правительства Российской Федерации и в целях социальной защиты населения, губернатором Приморского края и было принято постановление от 15 ноября 2000 года N 728 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 1997 г. N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения".
Статьей 6 постановления губернатора края от 15 ноября 2000 года N 728 утверждены предельные нормативы потребления коммунальных услуг для определения размеров оплаты с населения, предельные нормативы накопления твердых бытовых отходов в год и предельные нормативы теплопотребления для жилищного фонда согласно приложениям 1, 2, 3.
В Приложении 2 к постановлению губернатора определены "Предельные нормативы теплопотребления для отопления жилищного фонда", в том числе пунктом 18 для муниципального образования Лазовский район определен показатель 0,2600 Гкал/кв. м год.
Согласно подпункта 9.4 статьи 9 оспариваемого постановления рекомендовано главам муниципальных образований края при принятии решений об утверждении в соответствии с предоставленным правом нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги (кроме тарифов на электроэнергию и газ) определять утверждаемые нормативы потребления коммунальных услуг в размерах, не выше утвержденных настоящим постановлением.
Аналогично положениям федерального законодательства, в статье 7 Закона Приморского края от 11 июня 2002 года N 241-КЗ "О защите прав граждан в жилищно-коммунальной сфере" также установлено, что нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг для определения размеров платы, взимаемой с населения, устанавливаются органами местного самоуправления.
Как видно из материалов дела и установлено судом администрацией муниципального образования Лазовский район Приморского края утверждены нормативы теплопотребления для отопления жилищного фонда муниципального образования, которые согласно постановлений главы муниципального образования от 20.11.2001 года N 403, от 5.12.2001 года N 424 и от 24.12.2003 года N 383 утверждены в размере 0,26 Г кал/кв. м год.
Оплата населением Лазовского района услуг по отоплению, в том числе Ковалевым Б.К. как жителем пос. Преображение, производится не на основании предельных нормативов теплопотребления, установленных, постановлением губернатора Приморского края от 15 ноября 2000 года N 728, а по нормативу теплопотребления, утвержденному органом местного самоуправления, по настоящему делу - главой администрации муниципального образования Лазовский район.
При указанных обстоятельствах суд правильно признал несостоятельными доводы Ковалева Б.К. о том, что постановлением губернатора Приморского края от 15 ноября 2000 года N 728, в указанной его части, нарушаются права заявителя, вынужденного, по его мнению, излишне оплачивать расходы на тепловую энергию.
Напротив, как обоснованно указал суд, установление предельного норматива теплопотребления направлено на ограничение норматива теплопотребления, устанавливаемого муниципальным образованием. Администрация муниципального образования Лазовский район не была лишена права установления более низкого норматива, чем 0,2600 Гкал/кв. м год, экономически обосновав его.
Суд правильно признал несостоятельными доводы Ковалева Б.К. о том, что на норматив теплопотребления влияет только такой объективный фактор как климатические условия, а именно температурный режим населенного пункта, поскольку это противоречит как "Методическим указаниям по определению расходов топлива, электроэнергии и воды на выработку тепла отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий", так и пункту 23 "Методических рекомендаций по формированию нормативов потребления услуг жилищно-коммунального хозяйства", представленным заявителем.
При этом суд обоснованно исходил из того, что на величину норматива теплопотребления значительное влияние оказывают этажность и теплотехнические характеристики зданий (материал стен, этажность, конструкции зданий), средняя температура наружного воздуха, продолжительность отопительного сезона, типовой проект здания или индивидуальный проект здания и системы отопления, привязка зданий к местности (расположение на возвышенностях, у рек, озер, на берегу моря, на открытых местностях, не защищенных ветрами).
Доводы Ковалева Б.К. об установлении самого высокого предельного норматива теплопотребления для Лазовского района суд правильно признал несостоятельными, поскольку это опровергается сравнительным анализом Приложения 2 к постановлению губернатора края от 15 ноября 2000 года N 728.
Правильно признаны не подлежащими удовлетворению и требования Ковалева Б.К. в части установления судом норматива теплопотребления для пос. Преображение Лазовского района, так как суд не вправе самостоятельно устанавливать норматив потребления жилищно-коммунальных услуг для определения размеров оплаты, взыскиваемой с населения, поскольку это не является компетенцией суда.
Согласно ст. 253 ГПК РФ суд лишь вправе признать нормативный правовой акт недействующим в случае противоречия его федеральному закону либо другому нормативному правовому акту.
Доводы кассационной жалобы Ковалева Б.К. по существу сводятся к неправильному применению судом норм материального права, с чем нельзя согласиться по указанным выше основаниям.
Руководствуясь ст.ст. 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Приморского краевого суда от 28 мая 2004 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Ковалева Б.К. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 августа 2004 г. N 56-Г04-16
Текст определения официально опубликован не был