Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 января 2005 г. N 56-Г04-31
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.
судей Харланова A.B., Емышевой В.А.
рассмотрела в судебном заседании 12 января 2005 г. гражданское дело по кассационному представлению прокурора прокуратуры Приморского края, участвовавшего в деле, на решение Приморского краевого суда от 14 октября 2004 г., которым прокурору Приморского края отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству в части п. 2.3 Порядка расходования средств резервного фонда администрации края, утвержденного постановлением Губернатора Приморского края от 17 июня 2002 г. N 330.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова A.B., объяснения представителя Губернатора Приморского края Акулибаба Т.Г., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., поддержавшей доводы кассационного представления прокурора, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Прокурор Приморского края в защиту государственных и общественных интересов обратился в суд с заявлением, указав, что постановлением губернатора Приморского края от 17 июня 2002 г. N 330 "Об утверждении Порядка расходования средств резервного фонда администрации края" был утвержден Порядок расходования средств резервного фонда администрации Приморского края. Данное постановление было официально опубликовано в газете "Утро России" N 76 от 25 мая 2004 г. В нормативный акт было внесено изменение постановлением губернатора от 8 августа 2002 г. N 427 "О внесении изменений в постановление губернатора Приморского края N 330 от 17 июня 2002 года...".
Пунктом 2.3 Порядка предусмотрено, что средства резервного фонда, распорядителем которых является администрация края, направляются на финансирование расходов по оплате уставного фонда вновь создаваемых в течение финансового года краевых государственных предприятий и доли в уставных капиталах других юридических лиц.
В частности из резервного фонда были перечислены бюджетные средства на формирование уставного капитала ОАО "Наш дом Приморье".
Указанный пункт Порядка в части оплаты доли в уставных капиталах юридических лиц и действия администрации Приморского края по исполнению Порядка расходования средств резервного фонда администрации края, по мнению прокурора, противоречит гражданскому законодательству.
В соответствии с п. 4 ст. 66 ГК РФ ограничено участие государственных органов в хозяйственных обществах. Возможность участия таких органов в коммерческих организациях предусматривается при наличии соответствующего закона. Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" (п. 2 ст. 7), Федеральный закон "Об акционерных обществах" (п. 1 ст. 10) запрещает государственным органам и органам местного самоуправления выступать участниками хозяйственных обществ. Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (ст.ст. 5, 21) не наделяют полномочиями по учреждению хозяйственных обществ ни один из органов законодательной и исполнительной власти. Предоставление бюджетных средств на приобретение долей, паев, акций в хозяйственных товариществах и обществах не предусмотрено Бюджетным кодексом РФ. Внесение государственного и муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ как способ приватизации имущества предусматривается Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", но кроме вкладов денежных средств.
Прокурор просил признать п. 2.3 Порядка расходования средств резервного фонда администрации Приморского края, утвержденного постановлением губернатора Приморского края от 17 июня 2002 г. N 330 (с учетом изменений) в части оплаты доли в уставных капиталах юридических лиц противоречащим действующему законодательству и недействующим со дня принятия указанного постановления.
Представитель администрации Приморского края заявление не признала, указав, что Законом Приморского края от 9 августа 2000 г. N 99-КЗ "Об управлении государственной собственностью Приморского края" определена компетенция администрации Приморского края и уполномоченного органа по управлению имуществом. Приморский край как субъект Российской Федерации в лице государственных органов вправе выступать учредителем хозяйственных обществ и товариществ. Направление средств резервного фонда на финансирование расходов по оплате долей в уставных капиталах вновь создаваемых юридических лиц, в том числе участие в качестве учредителей (участников) акционерных обществ в лице субъекта Российской Федерации законодательством не ограничено.
Решением Приморского краевого суда от 14 октября 2004 г. прокурору в удовлетворении заявления отказано.
В кассационном представлении прокурора прокуратуры Приморского края, участвовавшего в деле, поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления прокурора, Судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Отказывая прокурору в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что в соответствии с Порядком расходования средств резервного фонда администрации Приморского края, утвержденным постановлением губернатора Приморского края N 330 от 17 июня 2002 г. (с изменениями, внесенными постановлением губернатора Приморского края от 8 августа 2002 г. N 427) резервный фонд создается для финансирования непредвиденных расходов администрации края, не предусмотренных в краевом бюджете на очередной финансовый год, что соответствует ст. 81 Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии с Законом Приморского края "Об управлении государственной собственностью Приморского края" от 9 августа 2000 г. N 99-К3 (в редакции от 1 июля 2004 г.) государственной собственностью Приморского края может быть имущество в виде долей, паев и акций в хозяйственных товариществах и обществах, приобретенных за счет средств краевого бюджета, а также сформированные в процессе приватизации. Средства краевого бюджета являются государственной собственностью Приморского края (ч. 1 ст. 2 Закона).
В соответствии со ст. 6 Закона, Приморский край самостоятельно осуществляет правомочия собственника в отношении принадлежащего ему имущества, а субъектами, приобретающими и осуществляющими от имени Приморского края имущественные права и обязанности, являются органы государственной власти Приморского края и уполномоченные ими органы по управлению государственной собственностью Приморского края.
Уполномоченный орган по управлению имуществом Приморского края от имени Приморского края вправе по решению органов государственной власти края выступать учредителем (соучредителем) краевых государственных унитарных предприятий, краевых государственных учреждений, хозяйственных обществ и товариществ и иных коммерческих и некоммерческих организаций (ст. 6, ст. 13 Закона).
Статья 124 ГК РФ предоставляет субъекту Российской Федерации право участвовать в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с юридическими лицами. Следовательно, Приморский край как субъект Российской Федерации может выступать участником хозяйственных обществ.
В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 66 ГК РФ государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "п. 4 ч. 3 ст. 66 ГК РФ" имеется в виду "абз. 3 ч. 4 ст. 66 ГК РФ"
Аналогичный запрет установлен и в Федеральных законах "Об обществах с ограниченной ответственностью" (п. 2 ст. 7) и "Об акционерных обществах" (п. 1 ст. 10).
Между тем по смыслу данных положений гражданского законодательства указанный запрет государственным органам и органам местного самоуправления на участие в хозяйственных обществах действует только в том случае, если иное не установлено законом.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" N 178-ФЗ от 21 декабря 2001 г. (в редакции от 27 февраля 2003 г.) одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества является внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.
Согласно ст. 25 данного Федерального закона государственное или муниципальное имущество, а также исключительные права, по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть внесены в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.
То есть, федеральное законодательство предусматривает, что государственное имущество может быть внесено в уставные капиталы хозяйственных обществ в порядке приватизации.
Средства краевого бюджета, из которых формируется резервный фонд администрации края, являются государственной собственностью Приморского края и могут быть внесены в уставные капиталы открытых акционерных обществ как один из способов приватизации государственного имущества.
Ссылка заявителя на положения п. 4 ст. 66 ГК РФ, ч. 1 ст. 10 ФЗ "Об акционерных обществах" N 208-ФЗ от 26.12.95 г. и п. 2 ст. 7 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", содержащие запрет на участие государственных органов и органов местного самоуправления в акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью признана судом необоснованной, с указанием на то, что содержание данных норм относится к государственным органам и органам местного самоуправления, выступающим в гражданских правоотношениях от собственного имени.
Из текста же Порядка расходования средств резервного фонда администрации Приморского края следует, что средства резервного фонда могут быть использованы только на основании распорядительных актов губернатора края и администрации края.
Из распоряжения губернатора Приморского края от 12 ноября 2002 г. N 613-р, на которое ссылался заявитель, следует, что Комитету по управлению государственным имуществом Приморского края поручено выступить от имени Приморского края учредителем ОАО "Наш дом - Приморье", а департаменту финансов было поручено профинансировать из средств резервного фонда формирование уставного капитала общества.
Исходя из изложенного, суд пришел к выводу о необоснованности требований прокурора, поскольку, как указал суд, Приморский край как субъект Российской Федерации через уполномоченные органы вправе участвовать в акционерных обществах и определять порядок такого участия.
Однако с выводом суда об отсутствии противоречий между оспариваемой нормой и федеральным законодательством, согласиться нельзя.
Действительно, Приморский край в соответствии со ст. 124 ГК РФ, согласно которой субъекты Российской Федерации выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами, вправе участвовать в хозяйственных обществах и товариществах, а в соответствии со ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ч. 1). В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ч. 3).
Однако, в частности, согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с последующими изменениями и дополнениями) общества, учредителями которых выступают в случаях, установленных федеральными законами, Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование (за исключением обществ, образованных в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий), могут быть только открытыми.
Вместе с тем, редакция оспариваемого прокурором пункта 2.3 Порядка носит общий характер и распространяется на все хозяйственные общества и товарищества.
Нельзя согласиться также с выводом суда о том, что в соответствии с данным Порядком средства резервного фонда могут быть внесены в уставные капиталы открытых акционерных обществ как один из способов приватизации государственного имущества.
Из содержания оспариваемого прокурором постановления следует, что оно не регулирует отношения, связанные с приватизацией государственного имущества, а регулирует отношения, связанные с порядком расходования средств резервного фонда администрации Приморского края.
Поскольку судом нарушены нормы материального права, имеются основания для отмены решения суда с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявления прокурора.
Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Приморского краевого суда от 14 августа 2004 г. отменить. Принять новое решение, которым заявление прокурора Приморского края удовлетворить. Признать п. 2.3 Порядка расходования средств резервного фонда администрации Приморского края, утвержденного постановлением губернатора Приморского края от 17 июня 2002 г. N 330 (в редакции постановления Губернатора Приморского края от 8 августа 2002 г. N 427) в части оплаты доли в уставных капиталах других юридических лиц противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента вынесения решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 января 2005 г. N 56-Г04-31
Текст определения официально опубликован не был