Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 января 2007 г. N 56-Г06-52
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего - Пирожкова В.Н.,
судей - Калининой Л.А., Харланова A.B.
рассмотрела в судебном заседании кассационное представление прокурора Приморского края на решение Приморского краевого суда от 16 ноября 2006 года, которым отказано в удовлетворении его заявления о признании постановления Законодательного Собрания Приморского края "О краевой целевой программе "Квартира молодой семье" на 2002-2010 годы" противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя администрации Приморского края Ширинского A.B., возражавшего против удовлетворения кассационного представления, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшего решение оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Постановлением Законодательного Собрания Приморского края от 14 мая 2003 года N 306 утверждена краевая целевая программа "Квартира молодой семье" на 2002-2010 годы".
Прокурор Приморского края обратился в Приморский краевой суд с заявлением о признании названного выше постановления недействующим, сославшись на его противоречие федеральному законодательству.
В обоснование заявления указал, что в нарушение пункта "г" части 2 статьи 5, пункта "б" части 2 статьи 21 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" краевая целевая программа "Квартира молодой семье" на 2002-2010 годы" утверждена не законом Приморского края, а постановлением Законодательного Собрания Приморского края.
Судом первой инстанции постановлено вышеприведенное решение.
В кассационном представлении прокурор просит решение это отменить как постановленное с нарушением норм материального права, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
Законодательным Собранием и администрацией Приморского края относительно кассационной жалобы поданы возражения.
Изучив и обсудив доводы кассационного представления, проверив материалы дела, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения в кассационном порядке.
Цели, основные принципы и общий порядок разработки и принятия концепции, прогнозов и программ социально-экономического развития, в том числе целевых программ, регламентируются Федеральными законами "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации (статьи 179, 180). На территории Приморского края действует Закон Приморского края "О концепции, прогнозах и программах социально-экономического развития приморского края".
В соответствии с требованиями поименованных нормативных правовых актов целевая программа по своей структуре и содержанию должна отражать краткую ее характеристику с указанием целей, основных этапов и сроков их выполнения; результаты выполнения основных этапов; сведения о распределении требуемых объемов и источников финансирования; наименование государственного заказчика программы; проекты целевых программ представляются в законодательный орган одновременно с проектом закона о бюджете на очередной финансовый год. В случае если расходы на реализацию программы не предусмотрены законом о бюджете, либо предусмотрены частично (не в полной мере), применяется закон о бюджете в порядке, определенном статьей 83 Бюджетного кодекса.
Как следует из анализа оспариваемой краевой целевой программы Приморского края "Квартира молодой семье" на 2002-2010 годы", прав граждан не нарушает, а наоборот, ее разработка и принятие направлены на создание и внедрение в практику правовых, финансовых и организационных механизмов государственной поддержки с целью обеспечения жильем молодых семей; программа является долгосрочной, рассчитана на 8 лет с поэтапной реализацией (1 этап - 2002-2005 годы; 2 этап - 2006-2010 годы); финансирование программы осуществляется как за счет средств краевого бюджета, так и средств федерального бюджета, а также внебюджетных средств в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации; объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей федерального бюджета, краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований на соответствующий год (например, средства, направляемые на строительство нового жилья, достройку ранее начатого строительства, приобретение вторичного жилья в рамках данной программы на 2006 год утверждены Законом Приморского края "О краевом бюджете на 2006 год"); государственный заказчик программы - администрация Приморского края; утверждена программа законодательным (представительным) органом Приморского края и таким образом, правовые ориентиры, предъявляемые федеральным законодательством к разработке и принятию целевых программ, органами государственной власти Приморского края, соблюдены.
Поэтому, отказывая в удовлетворении заявления прокурору, суд правильно исходил из того, что целевая программа не противоречит федеральному законодательству, а следовательно, оснований для признания ее недействующей не имеется.
Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления (часть 1 статьи 253 ГПК РФ).
Доводы кассационного представления, что решение постановлено без учета норм Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", по смыслу которых программы социально-экономического развития Приморского края должны утверждаться законом, а не постановлением Приморского края, не могут изменить правовую судьбу постановленного решения, поскольку не учитывают положений статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, из содержания части 1 которой усматривается, что долгосрочные целевые программы могут утверждаться не только законом, но и постановлением законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации.
С учетом изложенного, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Приморского краевого суда от 16 ноября 2006 года оставить без изменения, а кассационное представление прокурора Приморского края - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 января 2007 г. N 56-Г06-52
Текст определения официально опубликован не был