Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 августа 2007 г. N 56-Г07-14
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего В.Б. Хаменкова
судей В.П. Меркулова и Г.В. Макарова
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Приморского края о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 4, 5 части 2 пунктов 1, 2 части 5 статьи 24 Закона Приморского края от 27.12.2006 N 28-КЗ "О краевом бюджете на 2007 год", и Приложений 17 и 18 к данному Закону по кассационной жалобе Администрации Приморского края на решение Приморского краевого суда от 22 мая 2007 года.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее вместо "пунктов 1, 2 части 5 статьи 24" имеется в виду "пунктов 1, 2 части 6 статьи 24"
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П. объяснения представителей администрации Приморского края Щедриной Н.Ф. и Мех С.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Засеевой Э.С. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Прокурор Приморского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащими закону и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пунктов 4, 5 части 2, пунктов 1, 2 части 5 статьи 24 Закона Приморского края от 27.12.2006 N 28-КЗ "О краевом бюджете на 2007 год", ссылаясь на то, что в нарушение федерального законодательства органам местного самоуправления переданы средства из краевого фонда компенсации на выплату ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство, и на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи, а также закреплено право Администрации Приморского края перераспределять указанные денежные средства между муниципальными образованиями края.
Возникновению расходных обязательств и передаче денежных средств должна предшествовать процедура наделения органов местного самоуправления такими государственными полномочиями соответствующими законами субъекта РФ, что сделано не было. Передача муниципальным образованиям государственных полномочий путем выделения субвенций и субсидий без передачи государственных полномочий на их реализацию в установленном законом порядке противоречит требованиям закона.
Решением Приморского краевого суда от 22 мая 2007 года постановлено: заявление прокурора Приморского края удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункты 4, 5 части 2 и пункты 1, 2 части 5 статьи 24 Закона Приморского края от 27.12.2006 N 28-КЗ "О краевом бюджете на 2007 год" и Приложения 17 и 18 к указанному Закону.
Администрации Приморского края подала кассационную жалобу, в которой просит решение в части отменить и прекратить производство в отношении признания недействующими п. 5 ч. 1, п. 2 ч. 5 ст. 24 Закона края "О краевом бюджете на 2007 год" и приложения 18 к закону ввиду утраты их действия, а также изменить решение в части основания признания недействующими положений п. 4 ч. 2, п. 1 ч. 5 ст. 24 Закона края "О краевом бюджете на 2007 год" как неправильно отнесенных к расходам краевого фонда компенсаций.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "п. 5 ч. 1" имеется в виду "п. 5 ч. 2"
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения. В соответствии со ст. 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации Региональный фонд компенсаций образуется в составе бюджета субъекта Российской Федерации в целях финансового обеспечения исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Субвенции из регионального фонда компенсаций распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия.
Согласно ст. 38 Закона Приморского края N 271-КЗ от 02.08.2005 года "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Приморском крае" краевой фонд компенсаций образуется в составе краевого бюджета с целью финансового обеспечения исполнения органами местного самоуправления муниципальных образований отдельных государственных полномочий.
Нормами ст. 24 Закона Приморского края N 28-КЗ от 27.12.2006 года "О краевом бюджете на 2007 год" в целях финансового обеспечения исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в пределах средств субвенций, передаваемых бюджетам муниципальных образований Приморского края, образован краевой фонд компенсаций.
При этом предусмотрено, что средства краевого фонда компенсаций передаются бюджетам муниципальных образований на выполнение ряда государственных полномочий, в том числе на выплату ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство.
При таких обстоятельствах является правильным вывод суда о том, что согласно действующему и краевому бюджетному законодательству региональный (краевой) фонд компенсаций образован в составе краевого бюджета с целью финансового обеспечения исполнения органами местного самоуправления муниципальных образований отдельных государственных полномочий.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъекта Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регламентирован в ст.ст. 19-21 главы 4 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 7 статьи 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.
Как видно из материалов дела, соответствующий краевой Закон о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по предоставлению из полномочий субъекта Российской Федерации по предоставлению из краевого фонда компенсаций субвенций на выплаты ежемесячного вознаграждения за классное руководство в Приморском крае в установленном порядке не принят.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод, что нормы закона Приморского края "О краевом бюджете на 2007 год", определяющие порядок предоставления из краевого фонда компенсаций и расходования через местные бюджеты субвенций на выплаты ежемесячного вознаграждения за классное руководство, устанавливающие права и обязанности органов местного самоуправления, без передачи государственных полномочий на их реализацию в установленном законом порядке противоречат требованиям действующего федерального законодательства.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов суда.
Согласно п. 6 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законами субъекта Российской Федерации в порядке определенном Федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в подпункте 2, за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 25, 32-36, 38-40, 42, 43, 48, 52, 58, настоящей статьи (в части, касающейся выравнивания бюджетной обеспеченности поселений за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
Из содержания указанной нормы Закона следует, что органы местного самоуправления могут наделяться государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в подпункте 24 п. 2 настоящей статьи и муниципальным образованиям не передаются государственные полномочия при финансировании расходов на оплату труда педагогам общеобразовательных учреждений.
Однако предметом рассмотрения настоящего дела является область бюджетных отношений, которые в силу ст. 2 Бюджетного кодекса РФ подлежат регулированию бюджетным законодательством.
С учетом того, что региональный фонд компенсаций имеет исключительно целевую направленность, и, в соответствии со ст. 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, образуется в целях финансового обеспечения исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, то предоставление из него субвенций на финансирование расходов на выплату дополнительного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя может быть передано органам местного самоуправления.
Кроме того, согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Таким образом, суд обоснованно признал недействующими п. 4 ч. 2, п. 1 ч. 5 ст. 24 Закона Приморского края N 28-КЗ "О краевом бюджете на 2007 год" и приложение 17 к указанному закону, поскольку передача муниципальным образованиям из краевого фонда компенсаций субвенций пунктом без передачи государственных полномочий на их реализацию, противоречит требованиям федерального законодательства.
Действительно, Законом Приморского края N 77-КЗ от 28 мая 2007 года внесены изменения в Закон Приморского края N 28-КЗ от 27.11.2006 года "О краевом бюджете на 2007 год" и противоречащие федеральному законодательству на момент оспаривания п. 5 части 2 и п. 2 части 5 статьи 24 Закона Приморского края "О краевом бюджете на 2007 год" и Приложение N 18 к указанному Закону, регулирующие порядок передачи органам местного самоуправления субсидий на выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, приведены в соответствие с федеральным законодательством.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Закона N 28-КЗ следует читать как "от 27.12.2006 г."
Вместе с тем, оспариваемые вышеназванные нормы закона Приморского края "О краевом бюджете на 2007 год" на момент рассмотрения дела судом действовали, нормы о передачи муниципальным образованием денежных средств на выплату медицинским работникам без передачи им государственных полномочий на их реализацию как противоречащие федеральному законодательству обоснованно признаны судом недействующими, что не оспаривается в кассационной жалобе.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и прекращения производства по делу в этой части не имеется.
Иные доводы кассационной жалобы основаны на неправильной оценке обстоятельств данного дела и ошибочном толковании норм материального права, поэтому не могут служить основанием для отмены или изменения правильного по существу решения.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Приморского краевого суда от 22 мая 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации Приморского края - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 августа 2007 г. N 56-Г07-14
Текст определения официально опубликован не был