Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 апреля 2007 г. N 56-Г07-8
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Н. Пирожкова
судей Г.В. Макарова, В.П. Меркулова
рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению администрации г. Владивостока о признании недействующим Закона Приморского края N 373-КЗ от 13 июня 2006 г. "О порядке размещения объектов игорного бизнеса на территории Приморского края" по кассационной жалобе администрации г. Владивостока на решение Приморского краевого суда от 12 февраля 2007 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Макарова Г.В., заключение прокурора Генеральной Прокуратуры РФ Засеевой Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Законодательным Собранием Приморского края 13 июня 2006 г. за N 373-КЗ принят Закон "О порядке размещения объектов игорного бизнеса на территории Приморского края", подписанный и опубликованный в установленном порядке.
Администрация г. Владивостока обратилась в суд с заявлением о признании вышеуказанного закона недействующим, мотивируя это тем, что последний не соответствует федеральному законодательству, нарушает права и законные интересы исполнительно-распорядительного органа г. Владивостока.
Оспариваемый администрацией г. Владивостока Закон состоит из преамбулы и шести статей.
Согласно преамбуле настоящий Закон принят в целях защиты прав и свобод граждан, определяет порядок размещения объектов игорного бизнеса на территории Приморского края.
Статьей 1 Закона предусмотрено, что для целей настоящего Закона под объектами игорного бизнеса понимаются казино, залы игровых автоматов, букмекерские конторы, тотализаторы и иное игровое оборудование.
В соответствие с п. 1 ст. 2 этого закона хозяйствующие субъекты, осуществляющие на основании лицензии, полученной в установленном действующим законодательством порядке, деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельность казино) и деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов), согласовывают размещение объектов игорного бизнеса с органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным администрацией Приморского края (далее - уполномоченный орган), в соответствии с п. 2 этой нормы согласование означает проверку соблюдения требований, установленных настоящим Законом, при размещении объектов игорного бизнеса в том помещении, в котором хозяйствующие субъекты предполагают разместить указанный объект, и в случае выполнения этих требований, выдачу разрешения на размещение объекта игорного бизнеса в данном помещении, в соответствии с п. 3 проверка выполнения установленных законодательством требований к размещению объектов игорного бизнеса и выдачу разрешения осуществляет уполномоченный орган.
Перечень документов, необходимых для получения разрешения, порядок выдачи разрешения о размещении объектов игорного бизнеса, формы и сроки его действия утверждает администрация Приморского края.
Статья 3 данного Закона устанавливает требования к размещению объектов игорного бизнеса.
1. Объекты игорного бизнеса могут быть размещены только в зданиях, строениях, сооружениях, являющихся объектами капитального строительства.
2. Не допускается размещение игровых автоматов вне зала игровых автоматов.
3. Запрещено размещение объектов игорного бизнеса:
1) в жилых зданиях и помещениях;
2) на улицах, в том числе на остановках общественного транспорта и пешеходных переходах, а также в магазинах, торговых комплексах и рынках;
3) в почтовых и банковских учреждениях;
4) в зданиях вокзалов и аэропортов;
5) в учреждениях культуры и искусства, музеях;
6) в образовательных и медицинских учреждениях;
7) в учреждениях, осуществляющих культовую и иную религиозную деятельность;
8) в зданиях, в которых расположены органы государственной власти и органы местного самоуправления.
4. Органы местного самоуправления руководствуются положениями настоящей статьи при предоставлении объектов капитального строительства и выдаче разрешений на строительство.
Согласно ст. 4 настоящего Закона размещение объектов игорного бизнеса с нарушением требований настоящего Закона влечет административную ответственность в соответствии с Законом Приморского края от 11 октября 2004 г. N 142-КЗ "Об административных правонарушениях в Приморском крае".
В соответствии со статьей 5 размещение объектов игорного бизнеса, деятельность которых начата до вступления в силу настоящего Закона, подлежит приведению в соответствие с требованиями настоящего Закона в течение шести месяцев со дня вступления его в силу.
В силу ст. 6 настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Определением судьи Приморского краевого суда от 29 января 2007 г. в принятии заявления администрации г. Владивостока в части признания недействующими ст. 2, частей 1 и 2, пункта 1 в части слов "... зданиях", пунктов 2, 3, 4, 5, 8 части 3 ст. 3 Закона Приморского края от 13 июня 2006 г. N 373-КЗ "О порядке размещения объектов игорного бизнеса на территории Приморского края" отказано в соответствии с частью 8 ст. 251 ГПК РФ (имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность оспариваемого нормативного правового акта). В остальной части заявленные требования администрации были рассмотрены и по делу постановлено указанное выше решение Приморского краевого суда.
В кассационной жалобе администрация г. Владивостока ставит вопрос об отмене решения, указывая на неправильное применение судом норм материального права, в частности, сославшись на то, что оспоренный администрацией Закон Приморского края нарушает компетенцию администрации г. Владивостока, возлагая на нее дополнительные и не предусмотренные законом обязанности.
Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований считать решение суда неправильным.
29 декабря 2006 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят Федеральный закон N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", который вступил в силу 1 января 2007 г. В соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 16 данного закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять до 1 июля 2007 г. решение о запрете, начиная с 1 июля 2007 г. на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений). Принятые же органами государственной власти субъектов Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона решения о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений), об установлении ограничений этой деятельности на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) сохраняют свое действие.
Поскольку федеральный законодатель прямо указал на то, что ограничения деятельности по организации и проведению азартных игр на территории субъекта сохраняют свое действие, то у суда первой инстанции не было оснований для удовлетворения заявленных и принятых к производству суда требований.
При проверке ст. 4 оспариваемого Закона, которой установлено, что за нарушение его требований виновные лица привлекаются к административной ответственности в соответствии с Законом Приморского края от 11 октября 2004 г. N 142-КЗ "Об административных правонарушениях в Приморском крае", суд пришел к правильному выводу о том, что данная норма не противоречит КоАП РФ, в частности ст. 1.3, определяющей, что установление административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных законами субъектов РФ (если такая ответственность не установлена самим КоАП РФ), относится к ведению субъекта Российской Федерации. В настоящее время нормы предусматривающие ответственность за нарушение Закона Приморского края N 373-КЗ законодательством Приморского края не предусмотрены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Приморского краевого суда от 12 февраля 2007 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации г. Владивостока - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Н. Пирожков |
Судьи |
Г.В. Макаров, |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 апреля 2007 г. N 56-Г07-8
Текст определения официально опубликован не был