Заключение Комитета по вопросам местного самоуправления Государственной Думы Федерального Собрания РФ Пятого созыва
на проект федерального закона N 10335-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный Собранием депутатов Ненецкого автономного округа
В законопроекте предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях статьей, устанавливающей административную ответственность должностных лиц за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.
Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами определен Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан".
Установленный указанным законом порядок рассмотрения обращений граждан предусматривает:
запрет преследования гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица;
обязательную регистрацию в течение трех дней с момента поступления;
запрет направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется;
обязательность принятия обращения к рассмотрению;
обеспечение объективного, всестороннего и своевременного рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
получение необходимых для рассмотрения обращения документов и материалов в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
принятие мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
направление письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов;
уведомление гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией;
а также ряд иных положений.
В соответствии с принципами права состав правонарушения, за которое на гражданина или должностное лицо может быть наложена санкция (взыскание, наказание) должен быть определен однозначно, полно и исчерпывающим образом.
Однако в законопроекте предлагается установить административную ответственность должностных лиц за нарушение "порядка рассмотрения обращений граждан" без конкретизации какого-либо вида или категории нарушения. Как следует из формулировки, предлагаемой авторами законопроекта, под "порядком рассмотрения обращений граждан" можно понимать любые положения указанного Федерального закона, а также положения инструктивных актов, принимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. При этом из предложенной нормы невозможно вычленить за нарушение каких положений указанного порядка, должна налагаться административная ответственность. Учитывая, что определенный федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан включает значительное число положений и процедур, нарушение которых может иметь совершенно разные последствия для авторов обращений, установление такой недифференцированной административной ответственности не будет способствовать совершенствованию практики работы с обращениями граждан должностными лицами органов государственной власти и органов местного самоуправления. В результате данная норма либо не будет применяться, либо приведет к росту незначимых судебных производств по малозначительным нарушениям, которые должны устраняться в дисциплинарном порядке.
Следует также учитывать, что статьей 16 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан" установлено право гражданина на возмещение по решению суда убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения. Таким образом, граждане в случае несения ими существенных убытков или существенного морального вреда в случае волокиты с их обращениями вправе возместить убытки и получить компенсацию.
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления не поддерживает концепцию данного законопроекта.
Председатель Комитета |
B.C. Тимченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.