Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 августа 2003 г. N 58-Г03-16
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Корчашкиной Т.Е., Василевской В.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 5 августа 2003 г. гражданское дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании отдельных норм закона Хабаровского края от 25 июля 2000 г. N 233 "О техническом учете объектов недвижимости на территории Хабаровского края" противоречащими федеральному законодательству и недействующими по кассационной жалобе Законодательной Думы Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 9 июня 2003 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими ст. 5, частей 2-5 ст. 7, частей 3, 7, 9, 10 ст. 8, частей 1, 2 ст. 9, части 1 ст. 9.1, частей 3, 4 ст. 10, частей 1, 4, 7 ст. 12 закона Хабаровского края N 233 "О техническом учете объектов недвижимости на территории Хабаровского края" в редакции законов края от 31.07.2002 г. N 47 и от 30.10.2002 г. N 65.
Заявление мотивировано тем, что оспариваемые нормы противоречат ст. 21 Градостроительного кодекса РФ, постановлению Правительства РФ от 04.12.2000 г. N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов градостроительной деятельности".
Решением Хабаровского краевого суда от 9 июня 2003 г. заявление прокурора удовлетворено: признаны недействующими со дня принятия ст. 5, части 2-5 ст. 7, части 3, 7, 9, 10 ст. 8, части 1, 2 ст. 9, части 1 ст. 9.1, части 3, 4 ст. 10, части 1, 4, 7 ст. 12 закона Хабаровского края от 25 июля 2000 года N 233 "О техническом учете объектов недвижимости на территории Хабаровского края".
Сообщение о настоящем решении постановлено опубликовать в Собрании законодательства Хабаровского края.
В кассационной жалобе Законодательной Думы Хабаровского края поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Обжалуемой статьей 5 закона Хабаровского края N 233 от 25.07.2000 г. "О техническом учете объектов недвижимости на территории Хабаровского края" определено, что организацией, уполномоченной на выполнение технического учета объектов недвижимости в крае, является краевая государственная организация технической инвентаризации.
Частями 2-5 ст. 7, ч.ч. 3, 7, 9, 10 ст. 8, ч.ч. 1, 2 ст. 9, ч.ч. 1 ст. 9.1, ч.ч. 3, 4 ст. 10, ч.ч. 1, 4, 7 ст. 12 закона края установлены права краевой государственной организации технической инвентаризации при комплектовании, ведении государственного реестра архивов по технической инвентаризации, проведению технического учета объектов недвижимости и предоставлению информации об объектах недвижимости.
Частями 3, 4 ст. 10 того же закона края определен порядок использования средств от платных работ и услуг по техническому учету объектов недвижимости, предоставления соответствующей информации и контроля использования средств, полученных краевой государственной организацией технической инвентаризации.
Проанализировав оспариваемые нормы и признав обоснованными доводы прокурора, суд правильно сослался на нормы Градостроительного кодекса РФ, согласно п.п. 1, 2 ст. 2 которого, законодательство Российской Федерации о градостроительстве состоит из Градостроительного кодекса РФ, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирование градостроительной деятельности отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 21 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям Правительства Российской Федерации в области градостроительства относятся: установление основ федеральной политики в области градостроительства; установление порядка ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности; утверждение положения о федеральном органе архитектуры и градостроительства; установление порядка осуществления государственного контроля за исполнением федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области градостроительства; передача части своих полномочий в области градостроительства органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с ними.
Согласно ст. 25 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям федерального органа архитектуры и градостроительства отнесены организация научно-методического обеспечения ведения государственного градостроительного кадастра, технической инвентаризации объектов недвижимости, мониторинга объектов градостроительной деятельности и их ведение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 г. N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов градостроительной деятельности" установлено, что уполномоченным органом государственного регулирования в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности является Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу - Госстрой России (п. 2).
Согласно п.п. 4, 5 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, утвержденного названным постановлением, Госстрой России осуществляет назначение организаций, уполномоченных на проведение государственного технического учета и технической инвентаризации, а также определение номенклатуры объектов, учет и инвентаризацию которых, осуществляют указанные организации; аккредитацию уполномоченных организаций технической инвентаризации. Государственный технический учет и техническую инвентаризацию проводят специализированные государственные унитарные предприятия или учреждения (службы, управления, бюро), уполномоченные на осуществление этой деятельности Госстроем России.
Поскольку между Госстроем России и органами государственной власти Хабаровского края не заключалось соглашение о передаче названному субъекту Российской Федерации полномочий на проведение государственного технического учета и технической инвентаризации объектов недвижимости, вывод суда о том, что законодатель Хабаровского края не вправе был определять организацию, уполномоченную на выполнение технического учета объектов недвижимости, устанавливать ее права по открытию инвентарных дел архивов, по комплектованию, ведению Единого государственного реестра объектов недвижимости, является правильным.
Довод кассационной жалобы о том, что суд не должен был удовлетворять заявление прокурора, поскольку в полномочия Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу не входит определение необходимости создания и само создание организаций, осуществляющих государственный технический учет и техническую инвентаризацию, нельзя признать состоятельным, поскольку обжалуемыми нормами закона края не определяется необходимость создания и не создаются такие организации, этими нормами передаются конкретные полномочия по техническому учету объектов недвижимости определенной в законе края организации. Тогда как, в соответствии с вышеуказанными нормами федерального законодательства эти функции могут осуществлять лишь специализированные государственные унитарные предприятия или учреждения, уполномоченные на осуществление этой деятельности Госстроем Российской Федерации.
Данных о том, что краевая государственная организация технической инвентаризации уполномочена вышеуказанным органом Российской Федерации на осуществление такой деятельности в материалах дела не имеется и Законодательной Думой края не представлено.
В тоже время прокурором не ставилось под сомнение право субъектов Российской Федерации создавать государственные и муниципальные учреждения, поэтому довод кассационной жалобы о том, что обжалуемые нормы соответствуют ст. 31 Федеральному закону "О некоммерческих организациях", ст. 8 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", предусматривающих такое право, в данном случае правового значения не имеет.
Кроме того, в свою очередь, Верховный Суд Российской Федерации, рассмотрев дело по жалобе Думы муниципального образования "Город Кирово-Чепец" о признании частично недействительным постановления Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 г. N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов градостроительной деятельности", в своем решении от 16 мая 2001 г., оставленном без изменения определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 12 июля 2001 г., отказывая в удовлетворении этой жалобы, подтвердил, что Правительство Российской Федерации вправе было принять названное постановление и поэтому по его поручению Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу вправе производить назначение организаций, уполномоченных на проведение государственного технического учета и технической инвентаризации. Данный вывод подтверждается и Положением о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1999 г. N 1289, установившим те же полномочия.
Ссылка в кассационной жалобе на постановление Правительства РФ от 13.10.1997 г. "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации", рекомендовавшее органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть вопрос о создании единой организации технической инвентаризации субъекта Российской Федерации на базе существующих организаций технической инвентаризации, также не может быть принята, поскольку это постановление издано ранее вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 г. N 921, где Правительство само определило орган государственного регулирования в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, наделив его соответствующими полномочиями, а также потому, что обжалуемыми нормами не создаются названные органы, а закрепляются соответствующие полномочия.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 360-362 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Хабаровского краевого суда от 9 июня 2003 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Законодательной Думы Хабаровского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Кнышев В.П. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Василевская В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 августа 2003 г. N 58-Г03-16
Текст определения официально опубликован не был