Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 октября 2003 г. N 58-Г03-32
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Харланова А.В., Хаменкова В.Б.
рассмотрела в судебном заседании 30 октября 2003 г. гражданское дело по кассационной жалобе Губернатора Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 20 августа 2003 г. по заявлению прокурора Хабаровского края о признании противоречащими закону и недействующими отдельных положений Порядка и условий выдачи разрешений на учреждение акцизных складов на территории Хабаровского края, утвержденных постановлением Губернатора Хабаровского края от 31 марта 2003 г. N 102, которым заявление прокурора удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Засеевой Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
31 марта 2003 г. Губернатором Хабаровского края было принято постановление N 102 "Об утверждении Порядка и условий выдачи разрешений на учреждение акцизных складов".
Данным постановлением утверждены Порядок и условия выдачи разрешений на учреждение акцизных складов на территории Хабаровского края (далее - Порядок), которым установлены условия получения разрешения на учреждение акцизного склада.
Пунктом 3 Порядка определено, что разрешение выдается при условии:
в) наличия согласования министерства пищевой промышленности, торговли и бытового обслуживания Хабаровского края;
г) осуществления до подачи заявления об учреждении акцизного склада деятельности в качестве участника рынка алкогольной продукции Хабаровского края не менее одного года (для оптовых организаций);
д) обеспечения оборота алкогольной продукции в течение года, предшествующего дате подачи заявления о выдаче разрешения, в объеме не менее 50 тыс. декалитров, в том числе алкогольной продукции производства Хабаровского края не менее 30 процентов от общего оборота алкогольной продукции (для оптовых организаций);
е) отсутствия в течение 6 месяцев до даты подачи заявления на учреждение акцизного склада нарушений законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и законодательства Российской Федерации и налогах и сборах;
ж) отсутствия задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты всех уровней.
Согласно подп. "б", "е" п. 4 Порядка для получения разрешения необходимо представлять:
согласование в письменной форме министерства пищевой промышленности, торговли и бытового обслуживания Хабаровского края в выдаче разрешения на учреждение акцизного склада;
справку налогового органа об отсутствии задолженности в бюджеты всех уровней.
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащими закону и недействующими со дня издания названных положений Порядка. Ссылаясь на их противоречие ст. 49 ГК РФ, ст.ст. 12, 19 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", ст. 7 Закона РСФСР N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а также Общим требованиям к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2002 г. N 723.
Решением Хабаровского краевого суда от 20 августа 2003 г. заявление прокурора удовлетворено.
В кассационной жалобе Губернатора Хабаровского края поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" порядок и условия выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядок выдачи региональных специальных марок определяются субъектами Российской Федерации по согласованию с государственным органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации определяет общие требования к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядку выдачи региональных специальных марок.
Пунктом 4 Общих требований к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2002 г. N 723 установлено, что основным условием выдачи разрешения является наличие у организации лицензии на соответствующий вид деятельности в сфере оборота алкогольной продукции. С учетом особенностей регионального рынка алкогольной продукции орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может устанавливать дополнительные условия выдачи разрешения, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Согласно ст. 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
В качестве условия выдачи разрешения на учреждение акцизных складов подп. "в" п. 3 оспариваемого прокурором Порядка определено наличие согласования министерства пищевой промышленности торговли и бытового обслуживания Хабаровского края и согласно подп. "б" п. 4 Порядка для получения разрешения необходимо представить данное согласование в письменной форме.
Удовлетворяя заявление прокурора в указанной части, суд исходил из того, что Порядком не установлен механизм получения согласования. Кроме того, согласно ст. 19 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ организация, имеющая соответствующую лицензию на хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, такое согласие органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации получила при оформлении лицензии.
Что касается подп. "г", "д", "е", "ж" п. 3 и подп. "е" п. 4 Порядка, то суд исходил из того, что ими установлены условия, ограничивающие в нарушение ст. 49 Гражданского кодекса РФ правоспособность хозяйствующих субъектов, уже разрешенной наличием лицензии, а также они противоречат ст. 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в части установления запретов на осуществление отдельных видов деятельности, необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере, необоснованного препятствования созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности (невозможность открытия акцизного склада), необоснованного предоставления отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара (подп. "в", "г", "е", "ж" п. 3, подп. "б", "к" п. 4 Порядка); установления запретов на продажу товаров из одного региона Российской Федерации в другой или иным образом ограничивающих права хозяйствующих субъектов на продажу товаров (подп. "д" п. 3 Порядка).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В п. 4 указанного Порядка нет подп. "к"
Определенные Порядком условия: отсутствие задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты всех уровней, осуществление деятельности в качестве участника рынка алкогольной продукции Хабаровского края не менее одного года, обеспечение оборота алкогольной продукции в течение года, предшествующего дате подачи заявления о выдаче разрешения в объеме не менее 50 тыс. декалитров, в том числе алкогольной продукции производства Хабаровского края не менее 30 процентов от общего оборота алкогольной продукции, отсутствие в течение 6 месяцев по даты подачи заявления на учреждение акцизного склада нарушений законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, - по действующему федеральному законодательству не являются условиями, определяющими возможность ограничения деятельности лицензиата, в том числе в виде запрета на получение разрешения на учреждение акцизного склада, как одной из составляющих лицензионной деятельности. В течение срока действия лицензии хозяйствующий субъект может неоднократно и в разных субъектах Российской Федерации учреждать акцизные склады.
Предусмотренная же законом возможность приостановления и при определенных условиях прекращения действия лицензии носит самостоятельный характер и реализуется посредством особого, предусмотренного законом механизма, направленного в отношении всего вида лицензируемой деятельности.
Доводы представителя Губернатора и Правительства Хабаровского края о том, что подп. "г", "д", "е" п. 3 Порядка введены в целях ужесточения контроля за соблюдением организациями законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, контроля за легальностью производства и качеством реализуемой алкогольной продукции со стороны органов исполнительной власти Хабаровского края; условия, предусмотренные подп. "г", "д" п. 3 Порядка разработаны с учетом региональных особенностей Хабаровского края, для предоставления равных условий местным производителям и организациям, завозящим продукцию из-за пределов края; подп. "в" п. 3 и подп. "б" п. 4 Порядка предусмотрены в целях информации об организациях, имеющих разрешение на учреждение складов, осуществления контроля за рынками алкогольной продукции органами исполнительной власти на территории Хабаровского края; подп. "в", "г", "е" п. 3 и подп. "б" п. 4 Порядка были установлены в соответствии с рекомендациями Управления МНС России, суд правильно признал несостоятельными по указанным выше основаниям их противоречия ст. 49 ГК РФ, ст.ст. 12, 19 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", ст. 7 Закона РСФСР N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и Общим требованиям к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2002 г. N 723.
Вывод суда о противоречии оспариваемых прокурором положений Порядка федеральному законодательству мотивирован и основан на правильном применении этих норм.
Судебная коллегия исходит также из того, что определяя Порядок и условия выдачи разрешений на учреждение акцизных складов, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2002 г. N 723 вправе принимать только такие по содержанию нормы, которые свидетельствуют об исключительных особенностях регионального рынка алкогольной продукции данного субъекта Российской Федерации, и которые в тоже время не должны противоречить законодательству Российской Федерации.
Как установлено судом и видно из материалов дела этим требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 1 октября 2002 г. N 723 оспариваемые прокурором положения Порядка, утвержденного постановлением Губернатора Хабаровского края, не соответствуют.
С учетом указанных обстоятельств ссылка в кассационной жалобе на п. 10 постановления Правительства РФ от 15 декабря 1998 г. N 1493 "Об утверждении правил аккредитации организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания и пункт 1 Указа Президента РФ от 6 октября 1998 г. N 1199 "Об усилении государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" не свидетельствует о незаконности решения суда.
То обстоятельство, что утвержденный Порядок был согласован с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, само по себе не свидетельствует об отсутствии противоречий между оспариваемыми прокурором нормами и федеральными законами, а также постановлением Правительства Российской Федерации.
Согласовывая оспариваемые нормы Порядка, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам обязано было учитывать требования, содержащиеся в законодательстве Российской Федерации, регулирующем указанные правоотношения.
Нарушения судом норм материального права, в тот числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Хабаровского краевого суда от 20 августа 2003 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Губернатора Хабаровского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Манохина Г.В. |
Судьи |
Харланов А.В. |
|
Хаменков В.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 октября 2003 г. N 58-Г03-32
Текст определения официально опубликован не был