Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 июня 2004 г. N 58-Г04-21
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Лаврентьевой М.Н.
судей Харланова А.В., Меркулова В.П.
рассмотрела в судебном заседании от 30 июня 2004 г. гражданское дело по кассационному представлению прокурора Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 19 марта 2004 г., которым прокурору Хабаровского края отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному и краевому законодательству п. 5 Постановления Правительства Хабаровского края от 17 ноября 2003 г. N 42-пр "Об утверждении Правил предоставления финансовой помощи на частичное возмещение расходов бюджетов муниципальных образований городов и районов края, связанных с предоставлением субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Воскобойниковой Е.Л., поддержавшей доводы кассационного представления прокурора, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о признании п. 5 постановления Правительства Хабаровского края от 17.11.2003 г. N 42-пр "Об утверждении Правил предоставления финансовой помощи на частичное возмещение расходов бюджетов муниципальных образований городов и районов края, связанных с предоставлением субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг" противоречащим федеральному и краевому законодательству.
Свои требования прокурор обосновал тем, что оспариваемый пункт постановления противоречит ст. 22 ч. 3 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и ст. 2 Закона Хабаровского края N 48 от 31.07.02 г. "О порядке официального опубликования и вступления в силу законов Хабаровского края и иных нормативных правовых актов Хабаровского края", указывая, что постановления Правительства должны вступать в силу с момента опубликования, а не с момента подписания.
Представитель Правительства Хабаровского края с заявленными требованиями не согласился и пояснил, что действующим законодательством допускается вступление постановлений Правительства в силу с момента подписания.
Решением Хабаровского краевого суда от 19 марта 2004 г. прокурору в удовлетворении заявления отказано.
В кассационном представлении прокурора Хабаровского края поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления прокурора, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Отказывая прокурору Хабаровского края в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что оспариваемое постановление Правительства края регулирует межбюджетные отношения. Возлагаемые на указанных в постановлении участников правоотношений обязанности и устанавливаемые для них правила направлены на упорядочение и целевое расходование средств федерального и краевого бюджета, получателями которых являются муниципальные образования. То есть, по мнению суда, этим постановлением не могут быть затронуты права, свободы и обязанности человека и гражданина, либо неограниченного круга лиц.
Введение Правил предоставления финансовой помощи с момента подписания постановления Правительства края, позволяет органам государственной власти и местного самоуправления, уполномоченных на осуществление операций с бюджетными средствами, в кратчайший срок осуществить свои полномочия по предоставлению субсидий населению и возмещению предприятиям ЖКХ расходов на оказание услуг, не дожидаясь момента официального опубликования. Как указал суд в решении, скорейшее введение в действие названных Правил улучшает положение граждан и предотвращает риск отсутствия финансирования коммунальных услуг (особенно в зимний период, когда было принято данное постановление Правительства края).
Однако с выводом суда о том, что постановление Правительства Хабаровского края от 17 ноября 2003 г. N 42-пр могло вступить в силу со дня подписания, согласиться нельзя.
Так, пунктом 2 статьи 4 Закона Хабаровского края от 31 июля 2002 г. N 48 "О порядке официального опубликования и вступления в силу законов Хабаровского края и иных нормативных правовых актов Хабаровского края" установлено, что нормативные правовые акты Губернатора края, нормативные правовые акты Правительства края, а также нормативные правовые акты краевых органов исполнительной власти, издаваемые ими в случаях и пределах, устанавливаемых Правительством края, вступают в силу после их официального опубликования, если этими актами не предусмотрен иной порядок вступления их в силу.
Согласно п. 3 этой же статьи нормативные правовые акты Губернатора края, нормативные правовые акты Правительства края, а также нормативные правовые акты краевых органов исполнительной власти, издаваемые ими в случаях и пределах, устанавливаемых Правительством края, по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения.
Анализ указанных положений федерального и краевого законодательства свидетельствует о том, что постановления Правительства Хабаровского края, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу не ранее их официального опубликования. Вступление в силу нормативных актов, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан до даты их официального опубликования возможно только в тех случаях, если эти нормативные акты не затрагивают права, свободы и обязанности граждан.
Из содержания постановления Правительства Хабаровского края от 17 ноября 2003 г. N 42-пр "Об утверждении Правил предоставления финансовой помощи на частичное возмещение расходов бюджетов муниципальных образований городов и районов края, связанных с предоставлением субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг" видно, что оно регулирует финансовые отношения, возникающие между бюджетами Хабаровского края и муниципальными образованиями городов и районов края, предприятиями края, осуществляющими предоставление субсидий населению края (например, ОАО Энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго", ОАО "Хабаровсккрайгаз" и др.), по вопросу возмещения расходов от предоставления субсидий населению. Следовательно, постановлением Правительства края регламентируются не внутриведомственные отношения, устанавливается не только правовой режим деятельности органов государственной власти края, но и затрагиваются права и обязанности других субъектов финансово-бюджетных отношений, большого круга юридических лиц.
Эти Правила, устанавливая обязанности субъектов правоотношений, допускают возможность привлечения их к ответственности в соответствии с действующим законодательством за несоблюдение установленных Правилами норм.
Выполнение же юридическими лицами обязанностей, возложенных на них постановлением Правительства края, с момента его вступления в силу (то есть с момента подписания), а также реализация предусмотренных им прав, невозможны без знания установленных в постановлении Правительства края норм (правил поведения).
Конституция РФ гарантирует всем равенство перед законом и судом (ст.ст. 8, 19, 46), обеспечивая равную степень защиты прав как граждан, так и организаций.
Принцип равной правовой защиты распространяется не только на судебную защиту, но и иные права организаций, поскольку все они связаны с деятельностью людей и осуществлением ими каких-либо прав.
Таким образом, нормативные правовые акты, затрагивающие не только права, свободы и обязанности человека и гражданина, но и права и обязанности организаций, должны вступать в силу не ранее чем с момента их официального опубликования.
Следовательно п. 5 оспариваемого постановления Правительства края, с учетом его содержания противоречит постановлению Правительства края, указанным выше нормам федерального и краевого законодательства и подлежит признанию недействующим и не подлежащим применению с момента его принятия.
Поскольку судом нарушены нормы материального права, имеются основания для вынесения нового решения по делу.
Руководствуясь ст.ст. 360, 362, 366 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Хабаровского краевого суда от 19 марта 2004 г. отменить. Вынести новое решение, которым заявление прокурора Хабаровского края удовлетворить.
Признать недействующим и не подлежащим применению с момента принятия п. 5 постановления Правительства Хабаровского края от 17 ноября 2003 г. N 42-пр "Об утверждении Правил предоставления финансовой помощи на частичное возмещение расходов бюджетов муниципальных образований городов и районов края, связанных с предоставлением субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг".
Председательствующий |
Лаврентьева М.Н. |
Судьи |
Харланов А.В. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 июня 2004 г. N 58-Г04-21
Текст определения официально опубликован не был