Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 июня 2004 г. N 58-Г04-23
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Лаврентьевой М.Н.
судей Харланова А.В., Меркулова В.П.
рассмотрела в судебном заседании 30 июня 2004 г. гражданское дело по кассационной жалобе Администрации г. Хабаровска на решение Хабаровского краевого суда от 25 марта 2004 г., которым муниципальному образованию г. Хабаровск отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими со дня принятия положений Приложения N 7 Закона Хабаровского края от 29 декабря 2003 г. N 155 "О бюджетной системе Хабаровского края на 2004 г." (в части).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., объяснения представителей муниципального образования Якутову М.А., Законодательной Думы Хабаровского края Власенко Н.В., Баздыревой С.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Муниципальное образование город Хабаровск обратилось в суд с заявлением о признании недействующим Приложения N 7 Закона Хабаровского края от 29.12.2003 г. N 155 "О бюджетной системе Хабаровского края на 2004 год" в той части, в которой бюджету г. Хабаровска в порядке компенсации выпадающих доходов в связи с отменой с 1 января 2004 г. налога с продаж не предусмотрено увеличение нормативов отчислений по налогу на прибыль, акцизам на алкогольную продукцию с объемными долями этилового спирта свыше 9 до 25 процентов включительно и свыше 25 процентов (за исключением вин), а также по налогу на вмененный, доход для отдельных видов деятельности.
В судебном заседании представитель заявителя полностью поддержал требования, изложенные в заявлении и пояснил суду, что в связи с тем, что с 1 января 2004 года налог с продаж отменен, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований были лишены части собственных доходов. Бюджет города Хабаровска потерял в связи с отменой налога с продаж около 268151 тыс. рублей поступлений, планировавшихся по данному налогу на 2004 год. Сумма выпадающих доходов бюджета Хабаровского края от отмены налога с продаж составит около 270383 тыс. рублей. В целом сумма выпадающих доходов консолидированного бюджета Хабаровского края (свод краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований края - абзац второй ст. 15 Бюджетного кодекса РФ) составит около 675000 тыс. рублей. Все суммы, приведенные в настоящем абзаце, получены расчетным путем, а именно умножением сумм фактических поступлений в 2003 году от налога с продаж в бюджет г. Хабаровска и бюджет Хабаровского края на коэффициент инфляции, предусмотренный ст. 1 Федерального закона от 23.12.2003 г. N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год".
Вместе с тем федеральным законодательством бюджетам субъектов Российской Федерации была предусмотрена компенсация выпадающих доходов от отмены налога с продаж путем внесения изменений в налоговое и бюджетное законодательство.
Заявитель считает, что в обжалуемом Приложении субъект РФ обязан был предусмотреть дополнительную компенсацию денежных доходов муниципальному образованию г. Хабаровск, в связи с отменой налога с продаж.
Представители Законодательной Думы Хабаровского края с заявленными требованиями не согласились и пояснили суду, что в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими указанные решения.
В соответствии со статьей 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных средств или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней, финансируется исключительно их федерального бюджета.
Из краевого бюджета производится компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти края, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов, поэтому считают требования не обоснованными.
Решением Хабаровского краевого суда от 25 марта 2004 г. муниципальному образованию г. Хабаровск в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Администрации муниципального образования г. Хабаровск поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Из заявления администрации города Хабаровска следует, что приложение 7 к Закону Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2004 год" подлежит, по ее мнению, признанию недействующим со дня принятия в связи с тем, что в нем не предусмотрена компенсация городу Хабаровску выпадающих доходов в связи с отменой налога с продаж.
Глава 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации "Налог с продаж" утратила силу с 1 января 2004 года на основании Федерального закона от 27.11.2001 N 148-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими указанные решения.
В соответствии со статьей 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных средств или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней финансируется исключительно из федерального бюджета.
Из краевого бюджета производится компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти края, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов (статья 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Отмена налога с продаж привела к выпадающим доходам как местных, так и краевого бюджетов.
Отказывая муниципальному образованию в удовлетворении заявления, суд правильно исходил из того, что решение об отмене налога с продаж было принято не органами государственной власти края, а федеральными органами государственной власти.
Суд обоснованно указал также, что налог с продаж являлся региональным налогом, Российской Федерацией была произведена частичная компенсация выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.
Данные средства являются собственными доходами субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования бюджетных отношений относится, в частности, распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов Российской Федерации между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами, что и установлено краевым законом в приложениях 7 и 8.
Следовательно, оснований для признания приложении N 7 к Закону, по тем доводам, которые изложены в заявлении, не имеется.
То обстоятельство, что на территории Хабаровского края налог с продаж был отменен Законом Хабаровского края от 25 ноября 2003 г. N 150, не свидетельствует о незаконности решения суда, поскольку данный Закон был принят во исполнение федерального закона, реализация которого привела к изменению объема налоговых поступлений.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что в Законе Хабаровского края о бюджете на 2004 год не предусмотрена достаточная компенсация выпадающих доходов бюджету муниципального образования г. Хабаровска от отмены налога с продаж, также не свидетельствует о незаконности решения суда, поскольку в заявлении муниципального образования фактически ставится вопрос о внесении изменений и дополнений в данный Закон, что не относится к компетенции суда общей юрисдикции, а является полномочием законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нарушения судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению спора, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 360, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Хабаровского краевого суда от 25 марта 2004 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования г. Хабаровска - без удовлетворения.
Председательствующий |
Лаврентьева М.Н. |
Судьи |
Харланов А.В. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 июня 2004 г. N 58-Г04-23
Текст определения официально опубликован не был