Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 июля 2004 г. N 58-Г04-25
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего М.Н. Лаврентьевой
судей Г.В. Макарова и В.А. Емышевой
рассмотрела в судебном заседании от 14 июля 2004 г. дело по кассационной жалобе Вовка М.Ф. на решение Хабаровского краевого суда от 9.04.2004 г., которым заявителю отказано в удовлетворении заявления об оспаривании нормативного правового акта.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.Н. Лаврентьевой и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Т.А. Власовой, полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Судебная коллегия установила:
Законодательной Думой Хабаровского края 29.12.2003 г. был принят закон Хабаровского края N 160 "О краевой целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малоимущих семей с детьми и других категорий граждан на 2004 год".
Абзацем 4 п. 6 названного краевого закона установлено, что расходы, связанные с реализацией прав и льгот, установленных Федеральным законом "О ветеранах", Указом Президента РФ от 15.10.92 г. N 1235, осуществление которых предусмотрено указанными нормативными актами за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, производятся за счет средств краевого бюджета согласно порядку, утвержденному Губернатором Хабаровского края".
Данным законом утверждена Краевая целевая программа "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов малообеспеченных семей с детьми и других категорий граждан на 2004 год" (Приложение к закону).
Пунктом 1.3.1. ч. 1 Приложения предусмотрено предоставление бесплатного проезда в любом городе и районе Хабаровского края независимо от места жительства на муниципальных маршрутах внутригородского пассажирского транспорта (за исключением такси и специальных маршрутов), автомобильного транспорта (за исключением такси) пригородного и междугородного (внутрирайонного, внутри краевого) сообщения, при этом указаны категории граждан, пользующиеся данной льготой, их численность, сумма затрат по предоставлению данной льготы, источник финансирования и исполнитель.
В суд обратился Вовк М.Ф. с заявлением о признании названных норм закона края и Приложения к нему незаконными, сославшись на то, что в части слов "муниципальные маршруты" п. 1.3.1 ч. 1 названного Приложения противоречит ст. 22 Федерального закона "О ветеранах", предусматривающей право ветеранов труда на бесплатный проезд на всех видах пассажирского транспорта, кроме такси. Указанная норма в законе субъекта РФ также препятствует осуществлению его права на бесплатный проезд на автомобильном транспорте общего пользования, принадлежащем частным перевозчикам предприятиям и организациям не государственной и муниципальной собственности, поскольку финансирование за предоставленные льготы передается органам местного самоуправления, а дальнейшего перечисления средств частным перевозчикам не осуществляется.
Кроме того, заявитель полагал, что в нарушение ст. 10 названного Федерального закона утверждение порядка компенсации расходов установленных за счет бюджета Хабаровского края Губернатором Хабаровского края, незаконно, поскольку Губернатор не является органом исполнительной власти, а лишь возглавляет высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации. Согласно же требованиям нормы Федерального закона порядок возмещения расходов, указанных в настоящей статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Представитель Законодательной Думы Хабаровского края в судебном заседании, возражая против доводов заявителя, пояснил, что оспариваемыми нормами закона края не созданы препятствия для реализации установленной Федеральным законом "О ветеранах" льготы по бесплатному проезду на городском пассажирском транспорте. Губернатор Хабаровского края является и председателем Правительства Хабаровского края и нормативный правовой акт, утвержденный одним и тем же лицом не может нарушить право заявителя на получение им льготы. Положение Программы в части слов "муниципальных маршрутах" соответствуют федеральному законодательству, так как на муниципальных маршрутах могут работать перевозчики любой организационно-правовой формы.
Хабаровским краевым судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, просит Вовк М.Ф. в кассационной жалобе.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не находит оснований к отмене решения суда.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и применены нормы материального права, подлежащие применению по данному делу.
Суд обоснованно указал, что целью краевой целевой программы "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малоимущих семей с детьми и других категорий граждан на 2004 год", утвержденной в соответствии с предоставленной компетенцией законом Хабаровского края N 160 от 29.12.2003 г. согласно ее Паспорту является обеспечение социально-экономической поддержки малоимущих слоев населения края, поддержание в первоочередном порядке уровня жизни семей из числа малоимущих, улучшение социальной инфраструктуры, обеспечение стабильного финансирования отраслей социальной сферы и мероприятий по социальной защите определенных категорий граждан, а также адресного и рационального использования бюджетных средств. Программа наравне с другими включает мероприятия по предоставлению льгот и услуг в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и Указом Президента РФ от 15.10.92 г. N 1235, финансируемых за счет средств краевого бюджета.
Признавая необоснованными доводы Вовка М.Ф. о противоречии п. 1.3.1 ч. 1 Приложения к названному Закону края федеральному законодательству, суд правильно сослался на то, что указанный пункт регулирует вопросы финансирования бесплатного проезда в любом городе и районе края независимо от места жительства на муниципальных маршрутах внутригородского пассажирского транспорта (за исключением такси и специальных маршрутов) категориям граждан, указанным в ст.ст. 14-23 Федерального закона "О ветеранах", содержит указание об источнике финансирования, количестве льготников и устанавливает сумму затрат на 2004 год.
Данные правоотношения являются административными, возникают между транспортной организацией и органами власти.
Вопросы организации работы транспорта, отношения, возникающие между перевозчиком и пассажиром пунктом 1.3.1 ч. 1 Приложения не регулируются и не затрагивают интересы заявителя, не создают препятствие для реализации льгот, предоставленных ему Федеральным законом "О ветеранах".
Суд обоснованно указал также, что п. 6 ст. 72 Закона РФ "О местном самоуправлении в Российской Федерации", определены полномочия городской администрации в области транспорта, которая руководит транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, осуществляет контроль за работой иных транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города, утверждает маршруты и графики движения местного транспорта, привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на территории субъекта РФ.
Поэтому суд сделал обоснованный вывод о том, что оспариваемая норма Приложения к закону края N 160 от 29.12.2003 г., в части слов "на муниципальных маршрутах", на что ссылался заявитель, соответствует федеральному законодательству, так как на муниципальных маршрутах вправе работать перевозчики любой организационно-правовой формы.
Доводы заявителя о противоречии абз. 4 п. 6 Закона края N 160 Федеральному закону в части предоставления Губернатору края права утверждения порядка осуществления расходов на реализацию прав и льгот ветеранов за счет средств краевого бюджета, как неправомочному на то лицу, также обоснованно признаны судом несостоятельными.
На основе анализа норм Федеральных законов "О ветеранах", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также законодательства края - Закона Хабаровского края "О правительстве Хабаровского края" и Устава Хабаровского края, приведенного в решении, суд сделал правомерный вывод о том, что возложение оспариваемой нормой закона края названной обязанности на Губернатора края по принятию порядка компенсации расходов на бесплатный проезд ветеранам труда не выходит за пределы его компетенции как руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. В кассационной жалобе заявитель, не соглашаясь с выводами суда, приводит те же доводы, с которыми он обратился в суд, которые были предметом судебного разбирательства и получили оценку в решении.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Хабаровского краевого суда от 9.04.2004 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Вовка М.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.Н. Лаврентьева |
Судьи |
Г.В. Макаров |
|
В.А. Емышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 июля 2004 г. N 58-Г04-25
Текст определения официально опубликован не был