Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 сентября 2004 г. N 58-Г04-36
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Лаврентьевой М.Н.
судей Харланова А.В., Маслова А.М.
рассмотрела в судебном заседании 1 сентября 2004 г. гражданское дело по кассационной жалобе Правительства Хабаровского края и кассационному представлению прокурора, участвовавшего в деле, на решение Хабаровского краевого суда от 4 июня 2004 г., которым признано недействующим со дня принятия постановление Губернатора Хабаровского края от 30 января 2004 г. N 19 "Об утверждении предельных цен на работы по техническому учету и технической инвентаризации объектов недвижимости на территории Хабаровского края".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гермашевой М.М., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о признании п.п. 1, 2, 3, 4 Постановления Губернатора Хабаровского края от 30 января 2004 года N 19 "Об утверждении предельных цен на работы по техническому учету и технической инвентаризации объектов недвижимости на территории Хабаровского края" противоречащими федеральному законодательству и недействующими, мотивируя свои требования тем, что Градостроительный кодекс РФ относит регулирование градостроительной деятельности к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 2 п. 1). В соответствии с ч. 2 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ градостроительные требования к планированию территории РФ устанавливаются Градостроительным кодексом РФ, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Российской Федерации. Далее прокурор указывает, что согласно ст. 21 Градостроительного кодекса РФ установление основ федеральной политики в области градостроительства, передача части своих полномочий в области градостроительства органам исполнительной власти субъектов РФ по соглашению с ними отнесено к полномочиям Правительства РФ. В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов градостроительной деятельности" уполномоченным органом государственного регулирования в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности является Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу; государственный учет объектов градостроительной деятельности независимо от их назначения и принадлежности осуществляется по единой для Российской Федерации системе учета.
Согласно п. 5 "Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности" (утв. постановлением Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. N 921) государственный технический учет и техническую инвентаризацию проводят специализированные государственные унитарные предприятия или учреждения (службы, управления, бюро), уполномоченные на осуществление этой деятельности Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.
Названный федеральный орган осуществляет назначение организаций, уполномоченных на проведение государственного технического учета и технической инвентаризации, а также определение номенклатуры объектов, учет и инвентаризацию которых осуществляют указанные организации, аккредитацию уполномоченных организаций технической инвентаризации, организационно-методическое руководство деятельностью по осуществлению государственного технического учета и технической инвентаризации.
Оспариваемое Постановление фактически предоставляет государственному учреждению "Краевое бюро технической инвентаризации" Хабаровского края право на проведение технического учета и технической инвентаризации на территории Хабаровского края, тем самым, нарушая указанный выше порядок наделения такими полномочиями, установленный федеральным законодательством.
Кроме того, в п. 5 ст. 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Решением Хабаровского краевого суда от 4 июня 2004 г. постановление Губернатора Хабаровского края признано недействующим в полном объеме с момента его принятия.
В кассационной жалобе правительства Хабаровского края поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
В кассационном представлении прокурора ставится вопрос об отмене решения суда в части признания недействующими пунктов 5, 6, 7 оспариваемого постановления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и кассационного представления прокурора, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Как видно из материалов дела и установлено судом пунктами 1-4 постановления Губернатора Хабаровского края от 30.01.04 г. N 19 "Об утверждении предельных цен на работы по техническому учету и технической инвентаризации объектов недвижимости на территории Хабаровского края" утверждены прилагаемые к нему предельные цены на работы по техническому учету и технической инвентаризации объектов недвижимости, выполняемые организацией технической инвентаризации на территории Хабаровского края, предельный уровень рентабельности на указанные работы и льготы физическим и юридическим лицам Хабаровского края по оплате услуг, оказываемых организацией технической инвентаризации Хабаровского края, а также указано государственному учреждению "Краевое бюро технической инвентаризации" обеспечить применение предельных цен на территории Хабаровского края.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ градостроительные требования к планированию территории РФ устанавливаются Градостроительным кодексом РФ, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 21 Градостроительного кодекса РФ установление основ федеральной политики в области градостроительства, передача части своих полномочий в области градостроительства органам исполнительной власти субъектов РФ по соглашению с ними отнесено к полномочиям Правительства РФ. В силу п. 2 постановления Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов градостроительной деятельности" уполномоченным органом государственного регулирования в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности является Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу; государственный учет объектов градостроительной деятельности независимо от их назначения и принадлежности осуществляется по единой для Российской Федерации системе учета.
Согласно п. 5 "Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности" (утв. постановлением Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. N 921) государственный технический учет и техническую инвентаризацию проводят специализированные государственные унитарные предприятия или учреждения (службы, управления, бюро), уполномоченные на осуществление этой деятельности Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.
Названный федеральный орган осуществляет назначение организаций, уполномоченных на проведение государственного технического учета и технической инвентаризации, а также определение номенклатуры объектов, учет и инвентаризацию которых осуществляют указанные организации, аккредитацию уполномоченных организаций технической инвентаризации, организационно-методическое руководство деятельностью по осуществлению государственного технического учета и технической инвентаризации.
Оспариваемое постановление, как правильно указал суд, фактически предоставляет государственному учреждению "Краевое бюро технической инвентаризации" Хабаровского края право на проведение технического учета и технической инвентаризации на территории Хабаровского края, тем самым, нарушая указанный выше порядок наделения такими полномочиями, установленный федеральным законодательством.
Кроме того, в п. 5 ст. 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Довод в кассационной жалобе о том, что оспариваемое постановление регулирует вопросы предельных цен на работы по техническому учету и инвентаризации объектов недвижимости на территории субъекта РФ, что в соответствии с п. 10 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301 относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не свидетельствует о незаконности решения суда.
Из содержания оспариваемого прокурором постановления Губернатора края следует, что эти цены утверждены на работы, выполняемые именно государственным учреждением "Краевое бюро технической инвентаризации", которое необоснованно наделено Губернатором края полномочиями на проведение технического учета и технической инвентаризации на территории Хабаровского края. Данное обстоятельство подтверждается вступившими в законную силу решениями Хабаровского краевого суда от 9 июня 2003 г. по заявлению прокурора Хабаровского края о признании противоречащими Федеральному законодательству и недействующими отдельных норм Закона Хабаровского края от 25 июля 2000 г. N 233 и от 2 июля 2003 года по заявлению прокурора Хабаровского края о признании противоречащим федеральному законодательству постановления Губернатора Хабаровского края от 9 июля 2002 г. N 329, которые в установленном законом порядке не отменены.
Кроме того, в п. 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 г. N 1301, говорится о паспортизации и плановой инвентаризации жилых строений и жилых помещений, в то время как в оспариваемом постановлении речь идет о техническом учете и технической инвентаризации всех объектов недвижимости.
В решении суда не содержится вывода о том, что ранее действовавшая система органов технического учета и технической инвентаризации объектов недвижимого имущества (БТИ) подлежит ликвидации с момента вступления в силу постановления Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. N 921. В нем лишь указано на то, что Губернатор края не вправе наделять госучреждение "Краевое бюро технической инвентаризации" Хабаровского края полномочием по проведению технического учета и технической инвентаризации на территории Хабаровского края после принятия данного постановления Правительства РФ. Такое право принадлежит федеральным органам государственной власти, В связи с чем довод кассационной жалобы в этой части является несостоятельным.
То обстоятельство, что функции по инвентаризации объектов недвижимости переданы Указом Президента РФ N 314 от 9 марта 2004 г. Федеральному агентству кадастра объектов недвижимости, а функции по принятию нормативных правовых актов переданы от Госстроя РФ Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации, не свидетельствует о незаконности решения суда, поскольку постановление Правительства РФ от 4 декабря 2001 г. N 921 в связи с этим не утратило свою силу.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "4 декабря 2000 г."
Несостоятельна ссылка и на письмо Председателя Правительства РФ от 24 января 2004 г., поскольку им не отменяется и не может быть отменено постановление Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. N 921.
Письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 9 апреля 2004 г. за N ММ/28 не является нормативным актом и не свидетельствует о праве Губернатора края наделять полномочиями по проведению технического учета и технической инвентаризации "Краевое бюро технической инвентаризации".
Суд правильно признал противоречащим федеральному законодательству оспариваемое постановление Губернатора края в целом, поскольку его пункты 5, 6 и 7 вытекают из основополагающих пунктов 1-4 постановления и не могут быть применены самостоятельно в отрыве от этих пунктов, признанных недействующими.
Из содержания оспариваемого постановления Губернатора края следует, что его пунктом 5 признаны утратившими силу ряд ранее принятых постановлений именно в связи с принятием оспариваемого постановления.
В связи с этим нельзя согласиться с доводом кассационного представления прокурора о том, что Губернатор края лишен права в дальнейшем издать постановление о признании указанных в пункте 5 оспариваемого постановления нормативных актов утратившими силу.
Вместе с тем, из резолютивной части решения суда подлежит исключению указание о признании недействующим оспариваемого постановления Губернатора края с момента принятия, поскольку такое указание не согласуется с правовой позицией, содержащейся в ряде постановлений Конституционного Суда РФ. В частности, в постановлении Конституционного Суда РФ от 27 января 2004 г. N 1-П.
Оно подлежит дополнению указанием о признании недействующим оспариваемого постановления со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 362, 366 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Хабаровского краевого суда от 4 июня 2004 г. оставить без изменения, исключить из его резолютивной части слово "принятия", заменив словами "вступления в законную силу решения суда".
Председательствующий |
Лаврентьева М.Н. |
Судьи |
Харланов А.В. |
|
Маслов А.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 сентября 2004 г. N 58-Г04-36
Текст определения официально опубликован не был