Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 декабря 2004 г. N 58-Г04-48
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Харланова А.В., Емышевой В.А.
рассмотрела в судебном заседании 22 декабря 2004 г. гражданское дело по кассационной жалобе Правительства Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 8 сентября 2004 г., которым удовлетворено заявление прокурора Хабаровского края о признании недействующим п. 5 Порядка безвозмездной передачи краевой государственной собственности в завершенных реконструкцией (строительством) объектах недвижимости товариществам собственников жилья, утвержденного постановлением Главы Администрации Хабаровского края N 396 от 10 сентября 2001 г. "О мерах по реализации закона Хабаровского края "О безвозмездной передаче доли краевой государственной собственности в завершенных реконструкцией (строительством) объектах недвижимости" (в редакции постановления Хабаровского края от 15 марта 2004 г. N 58).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Засеевой Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Главы администрации Хабаровского края N 396 от 10 сентября 2001 года "О мерах по реализации закона Хабаровского края "О безвозмездной передаче доли краевой государственной собственности в завершенных реконструкцией (строительством) объектах недвижимости" (действующим в редакции постановления Губернатора Хабаровского края от 15.03.2004 г. N 58) утвержден Порядок безвозмездной передачи краевой государственной собственности в завершенных реконструкцией (строительством) объектах недвижимости товариществам собственников жилья (далее Порядок), пунктом 5 которого региональному отделению общественной организации "Союз МЖК России" Хабаровского края предписано осуществлять ряд мероприятий по завершению реконструкции (строительства) объектов недвижимости.
Прокурор Хабаровского края обратился в Хабаровский краевой суд с заявлением о признании п. 5 Порядка противоречащим федеральному законодательству, ссылаясь на то, что данная норма принята Главой администрации края с превышением полномочий должностного лица органа государственной власти субъекта Российской Федерации, противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации и ст.ст. 4, 17 Федерального закона "Об общественных объединениях".
В судебном заседании старший прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края поддержал требования, заявленные прокурором Хабаровского края, пояснив суду, что п. 5 Порядка регламентирует гражданскую правосубъектность юридического лица, чем нарушаются положения ст.ст. 1, 49 Гражданского кодекса РФ и ст.ст. 4, 17 Федерального закона "Об общественных объединениях".
Представитель Губернатора и Правительства Хабаровского края требования прокурора края не признал, просил в удовлетворении заявления отказать, пояснив, что п. 5 Порядка не ограничены какие-либо законные права регионального отделения "Союз МЖК России" Хабаровского края и не возлагаются обязанности, не предусмотренные законодательством Российской Федерации и края. Пункт носит информационно разъяснительный характер. Региональное отделение общественной организации "Союз МЖК России" Хабаровского края выступает по доверенности от имени товариществ собственников жилья, которые согласно п. 3.2 Порядка, создаются им совместно с комитетом по управлению государственным имуществом края. Участие в данном правоотношении специально уполномоченного органа исполнительной власти края не противоречит Федеральному закону от 15.06.1996 г. N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" и обусловлено привлечением недвижимого имущества, находящегося в собственности края. Устанавливая режим использования, полномочия органов и контроль за использованием данного имущества, Губернатор края действует в пределах своей компетенции, установленной Уставом края и Законом края от 25.06.2003 г. N 124 "Об основах управления и распоряжения государственной собственностью Хабаровского края". С учетом положений Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.08.2002 г. N 638 участником и исполнителем которой является Хабаровский край, органы исполнительной власти субъектов РФ наделены правами по организации, наделению функциями и полномочиями по оказанию мер содействия организациям по типу МЖК, ТСЖ и Союза МЖК России. Для реализации данных прав органы исполнительной власти края принимают соответствующие нормативное правовые акты.
Решением Хабаровского краевого суда от 8 сентября 2004 г. заявление прокурора удовлетворено.
В кассационной жалобе Правительства Хабаровского края поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Статьями 1, 49 Гражданского кодекса РФ установлено, что юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Согласно ст. 4 Федерального закона "Об общественных объединениях" содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, регулируются указанным Федеральным законом, Гражданским кодексом РФ и другими законами об отдельных видах общественных объединений. Особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией отдельных видов общественных объединений - профессиональных союзов, благотворительных и других видов общественных объединений, могут регулироваться специальными законами, принимаемыми в соответствии с настоящим Федеральным законом. Деятельность указанных общественных объединений до принятия специальных законов, а также деятельность общественных объединений не урегулированная специальными законами регулируется настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона "Об общественных объединениях" вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается.
Как видно из содержания оспариваемых прокурором норм, пунктом 5 Порядка конкретизированы обязанности участия регионального отделения общественной организации "Союз МЖК России" Хабаровского края в хозяйственном обороте, определены формы взаимодействия данного Регионального отделения с подрядчиками и застройщиками при проведении мероприятий по завершению реконструкции (строительства) объектов недвижимости.
Следовательно, суд пришел к правильному выводу о том, что п. 5 Порядка, содержащий предписание для общественной организации выполнять определенные действия, принят Главой администрации Хабаровского края (Губернатором Хабаровского края) - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации при отсутствии соответствующих полномочий, в противоречие вышеназванным требованиям федерального законодательства.
Доводы, приведенные представителем Губернатора и Правительства Хабаровского края в судебном заседании, суд обоснованно признал несостоятельными, поскольку Губернатор края, устанавливая режим использования, полномочия органов и контроль за использованием доли краевой государственной собственности, не вправе вмешиваться в деятельность общественной организации.
Довод кассационной жалобы о том, что пункт 5 постановления Главы администрации края не носит нормативного характера, опровергается его содержанием. Указанным пунктом регламентируются права и обязанности юридических лиц, его положения тесно взаимосвязаны с другими нормами Порядка, являющегося нормативным актом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 ГПК РФ. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Хабаровского краевого суда от 8 сентября 2004 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Хабаровского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Манохина Г.В. |
Судьи |
Харланов А.В. |
|
Емышева В.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 декабря 2004 г. N 58-Г04-48
Текст определения официально опубликован не был