Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 апреля 2004 г. N 58-Г04-8
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Лаврентьевой М.Н.,
судей Соловьева В.Н. и Меркулова В.П.
рассмотрела в судебном заседании от 28 апреля 2004 г. дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части Закона Хабаровского края от 30 июля 2003 года N 129 "О введении коэффициентов к минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню на территории Хабаровского края", по кассационному представлению прокурора Хабаровского краевого суда от 21 января 2004 г., которым в удовлетворении заявленного прокурором требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева В.Н., объяснения представителя Законодательной Думы Хабаровского края Литвинюк М.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гермашевой М.М., полагавшей представление прокурора необоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Законодательной Думой Хабаровского края 30 июля 2003 г. принят Закон Хабаровского края N 129 "О введении коэффициентов к минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню на территории Хабаровского края", ст. 2 которого определено, что порядок нанесения лесопользователей к категориям, в отношении которых настоящим законом устанавливаются коэффициенты к минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню, устанавливается Губернатором Хабаровского края, приложением к данному закону устанавливаются названные коэффициенты, дифференцированные в зависимости от осуществления лесопользователями деятельности по переработке древесины.
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству данного закона в части установления льготного режима оплаты платежей для отдельных групп лесопользователей и отнесения к компетенции Губернатора края установления порядка категорирования плательщиков, в связи с чем подлежащим признанию недействующим по тем основаниям, что Федеральным законом "О бюджетной классификации Российской Федерации" лесные подати и арендная плата за пользование лесным фондом отнесены к налоговым платежам. Ст. 103 Лесного кодекса РФ предусмотрены все существенные элементы обложения для платежей за пользование лесным фондом. Виды, основания и порядок применения льгот по уплате лесных податей и арендной платы установлены ч. 6 ст. 103, ч. 3 ст. 104, ст. 107 Лесного кодекса РФ, приведенными нормами льготный режим платежей за пользование лесным фондом в зависимости от объемов переработки добытой лесопродукции или направления их на переработку не предусмотрен. Возможность установления законодательством субъектов РФ льгот по уплате данных платежей федеральным налоговым и лесным законодательством не предусмотрена.
В силу п. 4 ст. 3 Налогового кодекса РФ, и как следует из постановления Конституционного Суда РФ от 21.03.97 N 5-П органы государственной власти субъектов РФ не вправе принимать нормативные правовые акты, устанавливающие льготный режим платежей за пользование лесным фондом для отдельных групп (категорий) лесопользователей либо усиливающие налоговое бремя для других категорий.
Представитель Законодательной Думы Хабаровского края просил в удовлетворении заявленных прокурором требований отказать.
Решением Хабаровского краевого суда от 21 января 2004 года требование прокурора оставлено без удовлетворения.
В кассационном представлении прокурор Хабаровского края просит отменить это решение суда, утверждая об ошибочности его выводов по существу исследуемых положений, оставлении без внимания законности установления субъектом Российской Федерации ставок лесных податей, превышающих минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает вынесенное судом решение подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Судом правильно обращено внимание на то, что в соответствии с п.п. "в, к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, лесное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 2, 6 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует Федеральный закон.
Статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие лесные отношения, не могут противоречить настоящему Кодексу и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом, регулирующим лесные отношения, и иным актом, принимаемым в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно ст. 47 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относится установление ставок лесных податей и ставок арендной платы (за исключением минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню).
Статьей 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также за счет безвозмездных отчислений. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
Судом правильно учтено, что Федеральным законом N 115-ФЗ от 15.08.1996 г. (Приложение 2 "Классификация доходов бюджетов Российской Федерации) лесные подати и арендная плата относятся к налоговым доходам. К неналоговым доходам отнесены доходы от использования лесного фонда.
Статьей 11 названного Федерального закона к полномочиям Министерства финансов Российской Федерации отнесено издание указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации.
В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.12.2002 г. N 127н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (Приказ введен в действие с 01.01.2003 г. на основании Приказа Минфина РФ от 20.03.2003 г. N 26н) в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 15.08.1996 г. N 115 "О бюджетной классификации Российской Федерации" и в целях обеспечения проведения единой бюджетной политики утверждены Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации.
Согласно Приложению 2 к данным Указаниям платежи за пользование лесным фондом, в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, а также арендная плата за пользование лесным фондом, в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню отнесены к налоговым доходам бюджетов. К неналоговым доходам отнесены: доходы от использования лесного фонда, лесные подати в части превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, арендная плата за пользование лесным фондом, в части превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню и прочие доходы от использования лесного фонда.
Действительно, в силу ст.ст. 7, 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" и ст. 14 ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 г." - средства, поступающие за счет отчислений от лесных податей и арендной плат сверх минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, являются доходами от использования лесного фонда.
В этой связи Хабаровский краевой суд обоснованно сделал вывод о том, что федеральный законодатель ставки лесных податей и арендной платы в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, относит к доходам от использования лесного фонда, которые являются неналоговыми доходами и при их определении не руководствуется налоговым законодательством.
Следует согласиться и с суждением суда о том, что доводы прокурора Хабаровского края об отнесении ставок лесных податей и арендной платы в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню к федеральным налогом и при их установлении Законодательная Дума Хабаровского края обязана руководствоваться налоговым законодательством не являются состоятельными.
В соответствии со ст. 46 Лесного кодекса Российской Федерации полномочиями Российской Федерации является установление минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню
Статьи 47 и 104 Лесного кодекса Российской Федерации установление ставок лесных податей и ставок арендной платы (за исключением минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню) относят к ведению субъектов Российской Федерации.
При этом ст.ст. 103, 104 Лесного кодекса Российской Федерации определяют следующие обязательные требования к органам государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению данных ставок:
1) лесные подати должны устанавливаться за единицу лесного ресурса либо по отдельным видам лесопользования - за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда;
2) лесные подати устанавливаются по согласованию с территориальными органами управления лесным хозяйством в соответствующих субъектах Российской Федерации или по результатам аукционов;
3) не освобождать от уплаты лесных податей и арендной платы отдельные категории лесопользователей, так как данные нормы установлены ст. 104 и ст. 107 Лесного кодекса Российской Федерации.
С учетом анализа положений действующего федерального законодательства, суд, таким образом, правильно указал, что установленные Законом Хабаровского края "О введении коэффициентов к минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню на территории Хабаровского края" коэффициенты к минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню, в зависимости от объема переработки древесины определяют ставки лесных податей в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню и не устанавливают налоговые льготы.
Суд находит необоснованными доводы прокурора о противоречии Закона Хабаровского края N 129 от 30.07.2003 г. ст. 7 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", поскольку как следует из пояснений представителя Законодательной Думы Хабаровского края Заливина С.В., свидетеля Вачаевой Л.А. и аналитической записки Министерства Лесной промышленности Хабаровского края данный краевой закон путем установления коэффициентов к минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню, в зависимости от объема деревообработки ставит в равные условия лесопользователей как осуществляющих переработку древесины, так и лесопользователей, не осуществляющих такую переработку.
Судебная коллегия по гражданским делам также полагает возможным согласиться с судом относительно вывода о несостоятельности довода прокурора края в том, что установленные Законодательной Думой Хабаровского края коэффициенты противоречат постановлению Правительства РФ "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню", поскольку данное постановление регулирует только порядок установления на территории Российской Федерации минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню. Постановлением Правительства Российской Федерации N 127 от 19.02.2001 г. "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню" минимальные ставки дифференцированны по основным и не основным лесным породам, по лесотаксовым районам и лесотаксовым поясам, по группам лесных пород, деловой и дровяной древесине (с делением деловой древесины по размерам), а также в зависимости от расстояния вывозки (по лесотаксовым разрядам) от центра квартала (урочища) до ближайшего пункта, откуда возможны погрузка древесины и транспортировка ее по железной дороге.
Однако данное постановление не распространяет названный порядок на ставки, устанавливаемые в части, превышающие минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, установление отнесено к ведению субъектов Российской Федерации.
Учитывая то, что к нормам оспариваемого краевого закона не применимы нормы налогового законодательства суд нашел не подлежащими удовлетворению требования прокурора о признании противоречащими ст. 4 Налогового кодекса Российской Федерации ст. 2 Закона Хабаровского края от 30.07.2003 г. "О введении коэффициентов к минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню на территории Хабаровского края" которой предусмотрено, что порядок отнесения лесопользователей к категориям, в отношении которых устанавливаются коэффициенты к минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню, устанавливается Губернатором Хабаровского края.
Поскольку выводы суда обоснованы, свидетельствуют о правильном понимании судом положений законодательства, регулирующих вопросы оплаты лесопользователями древесины, отпускаемой на корню, то вынесенное по данному делу решение является законным, в связи с чем подлежащим оставлению без изменения.
Доводы представления прокурора не опровергают сделанных судом выводов, так как сводятся лишь к несогласию с позицией суда в части толкований отдельных положений нормативных актов, что не может расцениваться как достаточное основание для отмены указанного решения суда.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Хабаровского краевого суда от 21 января 2004 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора Хабаровского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Лаврентьева М.Н. |
Судьи |
Соловьев В.Н. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 апреля 2004 г. N 58-Г04-8
Текст определения официально опубликован не был