Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 58-Г05-1
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Харланова А.В., Макарова Г.В.
рассмотрела в судебном заседании 24 февраля 2005 г. гражданское дело по кассационной жалобе Муниципального образования г. Комсомольск-на-Амуре на решение Хабаровского краевого суда от 26 ноября 2004 г., которым ему отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим Закона Хабаровского края от 29 декабря 2003 г. N 156 "Об утверждении бюджета Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования на 2004 год" в части строки N 2 приложения N 4.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., объяснения представителей Законодательной Думы Хабаровского края Ермольченко О.В., Максимовой Н.Н., полагавших решение суда оставить без изменения, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда соответствующим требованиям Закона, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Законодательной Думой Хабаровского края 29.12.2003 г. принят Закон Хабаровского края N 156 "Об утверждении бюджета Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования на 2004 год".
Приложением 4 к данному Закону установлены размеры страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения на 2004 г., в строке N 2 предусмотрен размер страхового взноса для муниципального образования г. Комсомольск-на-Амуре - 158236 тыс. рублей.
Муниципальное образование г. Комсомольск-на-Амуре обратилось в Хабаровский краевой суд с заявлением о признании недействующим Закона Хабаровского края от 29.12.2003 г. N 156 "Об утверждении бюджета Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования на 2004 год" в части строки N 2 приложения 4, обосновав свои требования тем, что в оспариваемой части нормативный правовой акт принят с нарушением норм ст. 17 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 г. N 1499-1 (в редакции от 23.12.2003 г.) "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и нарушает права органов местного самоуправления, установленные ст. 132 Конституции Российской Федерации, на самостоятельное формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, незаконно возлагает на местное самоуправление исполнение оспариваемого Закона.
В судебном заседании представитель заявителя требования, предъявленные Муниципальным образованием г. Комсомольск-на-Амуре поддержала, пояснив, что при формировании бюджета Муниципального образования г. Комсомольск-на-Амуре местное самоуправление в части определения платежа на обязательное медицинское страхование неработающего населения руководствовалось ст. 17 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и Типовыми правилами обязательного медицинского страхования граждан, утвержденными ФОМС от 03.10.2003 г. и в соответствии с названными нормативными актами в подразделе 04 раздела 17 местного бюджета были определены средства на обязательное медицинское страхование неработающего населения в размере 139262 тыс. рублей. Данная сумма была рассчитана путем умножения суммы, предусмотренной на эти цели в бюджете предыдущего года на индекс инфляции. Установление в Законе края N 156 от 29.12.2003 г. суммы превышающей размер, определенный решением городской Думы г. Комсомольска-на-Амуре является вмешательством в деятельность муниципального образования и увеличивает расходную часть местного бюджета. При этом Законом Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2004 год" дотация муниципальному образованию г. Комсомольск-на-Амуре на медицинское страхование неработающего населения не предусмотрена.
Представители Законодательной Думы Хабаровского края не соглашаясь с заявленными требованиями, просили отказать муниципальному образованию г. Комсомольск-на-Амуре в удовлетворении заявления, ссылаясь на то, что Законодательная Дума края не вмешивалась в деятельность муниципального образования, поскольку в соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" местная администрация отнесена к числу страхователей при обязательном медицинском страховании неработающего населения и при формировании бюджета ФОМС на 2004 год была определена потребность финансовых средств на обязательное медицинское страхование неработающего населения г. Комсомольска-на-Амуре на основе Порядка исчисления платежей на обязательное медицинское страхование неработающих граждан субъектов Российской Федерации, утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 06.11.1997 г., Методических рекомендаций по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации и Федеральным Фондом обязательного медицинского страхования от 28.08.2001 г., а также постановления Губернатора Хабаровского края от 18.10.2002 г. N 457 "О порядке расчета страховых взносов на ОМС неработающего населения".
Размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения определялся умножением численности неработающего населения по муниципальному образованию на подушевой норматив на обязательное медицинское страхование и на приведенный коэффициент, который определяется отношением территориального коэффициента по заработной плате на средний территориальный коэффициент по заработной плате.
Численность неработающего населения (без неработающих пенсионеров, получающих трудовую пенсию по старости) в г. Комсомольске-на-Амуре составляет 124 776 человек; подушевой норматив - 1131, 476 руб.; приведенный коэффициент - 1,1208, исходя из этих данных, определенный по формуле размер страхового взноса за неработающее население г. Комсомольска-на-Амуре составил 158 236 тыс. руб.
Проект Закона N 156 был внесен в Законодательную Думу в октябре 2003 г. и в соответствии с Уставом Хабаровского края каждый субъект, обладающий правом законодательной инициативы и в том числе представительные органы местного самоуправления, муниципальные образования Хабаровского края вправе были направлять поправки в данный краевой Закон. Городской Думой г. Комсомольска-на-Амуре поправки не были представлены.
При формировании краевого бюджета на 2004 год из фонда финансовой поддержки бюджетам муниципальных образований дотации на указанные страховые взносы не предусмотрены.
Установленный оспариваемыми нормами Закона Хабаровского края "Об утверждении бюджета Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования на 2004 год" размер страховых взносов был положен в основу договора заключенного между Хабаровским краевым ФОМС и муниципальным образованием г. Комсомольск-на-Амуре.
Решением Хабаровского краевого суда от 26 ноября 2004 г. в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Муниципального образования г. Комсомольск-на-Амуре поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации гарантировано оказание гражданам медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии со ст.ст. 1 и 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, в том числе содержания и развития муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечения санитарного благополучия населения.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 г. "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" субъектами медицинского страхования при обязательном медицинском страховании для неработающего населения являются Советы Министров республик в составе РФ, органы государственного управления краев, областей, автономных округов и автономных областей, местная администрация.
В соответствии со ст. 17 названного Закона страховые взносы устанавливаются как ставки платежей по обязательному медицинскому страхованию в размерах, обеспечивающих выполнение программ медицинского страхования и деятельность страховой медицинской организации.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют Советы Министров республик в составе РФ, органы государственного управления краев, областей, автономных округов и автономных областей, местная администрация за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен.
Статьей 22 названного закона установлено, что территориальная программа обязательного медицинского страхования утверждается органом государственного управления субъекта Российской Федерации, при этом объем и условия оказания медицинской помощи, предусматриваемые территориальными программами, не могут быть ниже установленных в базовой программе, разработанной Министерством здравоохранения РФ и утвержденной Правительством РФ.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 20.04.2002 г. N 233 "Об оказании медицинской помощи населению Хабаровского края" и постановлением N 134 от 24.05.2004 г. утверждена Территориальная программа государственных гарантий оказания населению Хабаровского края бесплатной медицинской помощи на 2004 год.
Расчет страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения предусмотрен Порядком исчисления платежей на обязательное медицинское страхование неработающих граждан субъектов Российской Федерации (утвержден 06.11.1997 г. Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования), Методическими рекомендациями по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (утверждены Министерством здравоохранения Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 28.08.2001 г. N 2510/9257-01, N 3159/40-1 по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации), а также Постановлением Губернатора Хабаровского края от 18.10.2002 г. N 457 "О порядке расчета страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Рассчитанный на основании формулы, установленной данными нормативными актами (S = N х Р х Юр, где S - страховые взносы за неработающее население, тыс. рублей, N - неработающее население, тыс. человек, Р - подушевой норматив, рублей, Кр - приведенный коэффициент (определяется отношением территориального коэффициента по заработной плате на средний территориальный коэффициент по заработной плате)) размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения города Комсомольска-на-Амуре составил 158 236 тыс. рублей.
Проанализировав указанные положения нормативных актов, суд пришел к правильному выводу о том, что установленный оспариваемым краевым законом размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения на 2004 год для муниципального образования г. Комсомольск-на-Амуре не противоречит федеральному законодательству.
Доводы заявителя о вмешательстве субъекта Российской Федерации в вопросы формирования и расходования средств местного бюджета суд обоснованно признал несостоятельными.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.1992 г. N 41 "О мерах по выполнению Закона РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" предусмотрено, что общий объем средств, выделяемых на обязательное медицинское страхование, должен гарантировать предоставление медицинских услуг всему населению региона в соответствии с территориальными программами, утвержденными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостатка средств для страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения при формировании бюджетов территорий на предстоящий год предусматривается целевая дотация из вышестоящих бюджетов.
Следовательно, суд правильно указал в решении, что установление в оспариваемой норме Закона Хабаровского края N 156 от 29.12.2003 г. общего объема средств на обязательное медицинское страхование неработающего населения не является вмешательством в вопросы формирования, утверждения и исполнения бюджета, поскольку именно предусмотренный данной нормой размер страховых взносов гарантирует предоставление неработающему населению муниципального образованию г. Комсомольск-на-Амуре медицинских услуг в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий оказания населению Хабаровского края бесплатной медицинской помощи.
При этом, суд обоснованно исходил также из того, что Муниципальным образованием г. Комсомольск-на-Амуре не были представлены замечания либо дополнения к проекту Закона Хабаровского края "Об утверждении бюджета Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования на 2004 год".
Доводы заявителя о недостаточности средств местного бюджета на уплату страховых доносов и отсутствие дотаций страховых взносов из краевого бюджета, как правильно указал суд, не являются основанием к удовлетворению заявленных требований, так как данные вопросы относятся к сфере правоприменения, а не нормоконтроля и подлежат разрешению в установленном законом порядке. Так, 07.07.2004 г. Арбитражным судом Хабаровского края постановлено решение по иску Хабаровского краевого ФОМС к Администрации г. Комсомольска-на-Амуре о понуждении к заключению договора на обязательное медицинское страхование, в соответствии с которым Администрация г. Комсомольска-на-Амуре обязана заключить договор обязательного медицинского страхования неработающих граждан, при этом размер страховых взносов составляет 158236 тыс. руб., из которых 139262 тыс. руб. подлежит уплате страхователем из бюджета муниципального образования, а оставшаяся сумма за счет других источников в соответствии с Законом РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".
С учетом указанных обстоятельств, суд правильно признал обоснованным и соответствующим действующему законодательству установление в приложении 4 Закона Хабаровского края N 156 "Об утверждении бюджета Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования на 2004 год" размера страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения на 2004 год для муниципального образования г. Комсомольск-на-Амуре - 158236 тыс. рублей.
Вывод суда основан на анализе действующего законодательства, мотивирован, соответствует требованиям закона и оснований считать его неправильным у Судебной коллегии не имеется.
Довод кассационной жалобы о неправильном толковании судом норм материального права является несостоятельным.
Утверждение в кассационной жалобе о том, что субъект РФ принял решение, увеличивающее расходную часть местного бюджета, однако не предусмотрел при этом: денежную компенсацию, чем нарушено требование п. 2 ст. 38 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не основано на законе, поскольку данная норма к спорному случаю неприменима.
Ссылка на положения ГК РФ несостоятельна в связи с тем, что обязательное медицинское страхование регулируется специальным законодательством, в том числе и законами субъектов РФ.
Нарушений норм материального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Хабаровского краевого суда от 26 ноября 2004 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Муниципального образования г. Комсомольск-на-Амуре - без удовлетворения.
Председательствующий |
Манохина Г.В. |
Судьи |
Харланов А.В. |
|
Макаров Г.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 58-Г05-1
Текст определения официально опубликован не был