Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 августа 2005 г. N 58-Г05-24
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Соловьева В.Н.,
судей Макарова Г.В. и Меркулова В.П.
рассмотрела в судебном заседании от 31 августа 2005 г. дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании Приложения 14 (в части графы 3 "Субвенции на выполнение федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния") и п. 5 ст. 24 Закона Хабаровского края от 14.02.2005 N 263 "О краевом бюджете на 2005 год" противоречащими федеральному законодательству, по кассационному представлению прокурора на решение Хабаровского краевого суда от 24 мая 2005 г., которым требование прокурора удовлетворено частично.
Заслушав доклад по делу судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей представление прокурора подлежащим удовлетворению, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением об оспаривании Приложения 14 (в части графы 3 "Субвенции на выполнение федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния") Закона Хабаровского края от 14 февраля 2005 г. N 263 и п. 5 ст. 24 указанного Закона.
В обоснование заявленных требований прокурор ссылался на то, что в нарушение требований федерального законодательства в области финансовых основ местного самоуправления Приложение 14 "Распределение средств фонда компенсаций из федерального бюджета" в части графы 3 "Субвенции на выполнение федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния" Закона Хабаровского края "О краевом бюджете на 2005 год" не предусматривает распределение средств на осуществление государственных полномочий каждому муниципальному образованию Хабаровского края, в том числе сельским поселениям.
Пунктом 5 ст. 24 названного краевого закона установлена ответственность за нарушение бюджетного и налогового законодательства, не предусмотренная Бюджетным кодексом РФ и федеральными законами, налоговым законодательством, что противоречит ст.ст. 3, 8, 241.1 Бюджетного кодекса РФ, ст. 108 Налогового кодекса РФ. Кроме того, данной нормой регулируются отношения по установлению условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, что также противоречит бюджетному законодательству.
Представители Законодательной Думы Хабаровского края заявление прокурора не признали, утверждая, что оспариваемые нормы закона края не противоречат действующему федеральному законодательству.
Решением Хабаровского краевого суда от 24 мая 2005 г. требование прокурора относительно признания недействующим положения, содержащегося в п. 5 ст. 24 оспариваемого закона удовлетворено, в части Приложения N 14 - отказано.
В кассационном представлении прокурора ставится вопрос об отмене решения суда в оставленной без удовлетворении части, как основанной на ошибочном понимании и применении положений закона, регулирующих порядок и основание наделения органов местного самоуправления полномочиями на осуществление государственной регистрации актов гражданского состояния.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационного представления прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ находит состоявшееся решение Хабаровского краевого суда подлежащим оставлению без изменения, а представление прокурора без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 4 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются федеральными полномочиями, которые передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации (с возможностью делегирования органам местного самоуправления), финансирование которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета впредь до формирования в установленном порядке федеральных органов по государственной регистрации актов гражданского состояния.
Органы местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых отсутствуют органы записи актов гражданского состояния, образованные в соответствии с Федеральным законом "Об актах гражданского состояния", законом субъекта Российской Федерации могут наделяться полномочиями на государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжение брака, установление отцовства, смерти. Органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Частью 2 ст. 39 Закона от 14.02.2005 г. N 263 Хабаровского края "О бюджете края на 2005 год" установлено, что впредь до формирования в установленном порядке федеральных органов по государственной регистрации актов гражданского состояния органы местного самоуправления осуществляют федеральные полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния за счет субвенций из федерального бюджета согласно Приложению 14 к настоящему Закону.
В графе 3 Приложения 14 определены суммы субвенций на выполнение федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния для 19 муниципальных образований (уровень городских округов и муниципальных районов).
Следует согласиться с выводом суда о том, что графой 3 указанного Приложения к Закону края "О бюджете края на 2005 год" урегулированы вопросы финансового обеспечения выполнения органами местного самоуправления делегированных им краевым законом федеральных полномочий государственной регистрации актов гражданского состояния.
При таком положении суд обоснованно указал, что оспариваемое прокурором края Приложение 14 (в части графы 3) Закона Хабаровского края "О бюджете края на 2005 год" соответствует требованиям федерального законодательства.
Доводы прокурора о том, что Приложение 14 к Закону края должно предусматривать распределение средств на осуществление государственных полномочий каждому муниципальному образованию Хабаровского края, в том числе сельским поселениям не могут рассматриваться в качестве основания к удовлетворению заявленных требований.
Согласно ст. 253 ГПК РФ нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Судом правильно обращено внимание на то, что оспариваемое Приложение 14 не находится в противоречии с положениями федерального законодательства.
Следует признать обоснованным и суждение суда о том, что приведенные прокурором доводы сводятся фактически к обжалованию бездействия Законодательной Думы Хабаровского края по не включению в графу 3 Приложения 14 Закона Хабаровского края N 263 от 14.02.2005 г. норм о распределении средств на осуществление федеральных полномочий сельскими поселениями.
Согласно п. 4 ст. 5 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 г. N 154-ФЗ вопросы регулирования отношений между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, в силу ст. 39 и графы 3 Приложения N 14 Закона Хабаровского края от 14 февраля 2005 г. "О краевом бюджете на 2005 год" органам местного самоуправления переданы полномочия на осуществление государственной регистрации актов гражданского состояния за счет субвенций из федерального бюджета. Как усматривается из пояснения председателя Думы эти средства переданы городским и районным муниципальным образованиям с последующей передачей их на уровень сельских поселений.
О правомерности и возможности указанного подхода свидетельствует и мнение Конституционного Суда Российской Федерации, изложенное в постановлении N 16-П от 11 ноября 2003 г.
Пунктом 5 ст. 24 Закона Хабаровского края "О краевом бюджете на 2005 г." предусмотрено право министерства финансов края в ходе исполнения краевого бюджета вносить изменения в межбюджетные трансферты в случаях принятия органами местного самоуправления решений, приводящих к нарушению положений бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации и края.
Выводы суда о том, что данная норма краевого закона противоречит федеральному законодательству является обоснованным.
Согласно ст. 7 Бюджетного кодекса РФ к компетенции федерального уровня государственной власти относится установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
В соответствии со ст. 8 Бюджетного кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют бюджетные полномочия по установлению ответственности за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской федерации по вопросам регулирования бюджетных правоотношений в случае и в порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ.
Полномочия органов, исполняющих бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, в области применения мер принуждения определены ст. 284.1 Бюджетного кодекса РФ.
Предусмотренный данной статьей перечень полномочий является исчерпывающим и может быть расширен только федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 108 Налогового кодекса РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
Из содержания оспариваемой нормы краевого закона следует, что правовыми последствиями нарушения бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации и Хабаровского края для муниципальных образований является внесение изменений в межбюджетные трансферты.
С учетом указанного анализа судом обоснованно сделан вывод о том, что таким образом, Законодательной Думой Хабаровского края в п. 5 ст. 24 закона Хабаровского края "О краевом бюджете на 2005 год" в противоречие названному федеральному законодательству с превышением полномочий законодательного органа государственной власти субъекта урегулированы правоотношения по установлению бюджетной и налоговой ответственности.
Кроме того, из нормативного содержания п. 5 ст. 24 Закона края "О краевом бюджете на 2005 год" следует, что министерство финансов края вправе в ходе исполнения бюджета вносить изменения в любые межбюджетные трансферты, что также противоречит действующему законодательств.
Следует согласиться и с выводом суда о том, что норма п. 5 ст. 24 закона Хабаровского края "О краевом бюджете на 2005 год" носит неопределенный характер, что порождает произвол и соответствующее нарушение прав участников правоотношений, поскольку из ее нормативного содержания не следует, что, в случае принятия органами местного самоуправления решений, приводящих к нарушению положений бюджетного и налогового законодательства РФ и края, министерство финансов края в ходе исполнения краевого бюджета вносит изменения в межбюджетные трансферты, направляемые местным бюджетам за счет средств собственного бюджета.
При таких обстоятельствах выводы Хабаровского краевого суда по существу данного дела соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона, в связи с чем вынесенное решение является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Доводы кассационного представления прокурора о том, что выводы суда относительно графы 3 Приложения N 14 оспариваемого закона являются ошибочным, не могут быть признаны состоятельными, так как они были сделаны в результате судебного исследования указанной нормы на основе соответствующей правовой оценки.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Хабаровского краевого суда от 24 мая 2005 г. оставить без изменения, кассационное представление прокурора края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Соловьев В.Н. |
Судьи |
Макаров Г.В. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 августа 2005 г. N 58-Г05-24
Текст определения официально опубликован не был