Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 58-Г05-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Лаврентьевой М.Н.,
судей Харланова А.В., Манохиной Г.В.
рассмотрела в судебном заседании 24 февраля 2005 г. гражданское дело по кассационной жалобе МУП г. Хабаровска ТТУ, МУП г. Хабаровска ХПОПАТ, МУП г. Хабаровска ХПАТП-1 на решение Хабаровского краевого суда от 2 декабря 2004 г., которым заявителям отказано в удовлетворении требования о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 4.1 и 4.2 постановления Губернатора Хабаровского края N 130 от 18 мая 2004 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., объяснения представителя МУП г. Хабаровска ТТУ Сбоева В.П., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Засеевой Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Постановлением Губернатора Хабаровского края N 130 от 18.05.2004 г. утвержден Порядок реализации на территории Хабаровского края мероприятий краевой целевой программы "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малоимущих семей с детьми и других категорий граждан на 2004 год", который установил единую систему предоставления льгот и услуг, компенсационных выплат, оказания адресной социальной помощи, а также порядок возмещения предприятиям, организациям независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовой формы и формы собственности, выпадающих доходов от предоставления гражданам льгот в соответствии с краевым законодательством.
Пунктами 4.1 и 4.2 данного Постановления предусмотрено организациям, предоставляющим льготы, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности обеспечить ведение раздельного учета по видам предоставленных льгот по каждой категории граждан и источникам их финансирования, а также ежемесячно представлять в органы социальной защиты населения муниципальных образований городов и районов края информацию (преимущественно на магнитных носителях) о предоставленных гражданам льготах.
Муниципальные унитарные предприятия г. Хабаровска "Хабаровское производственное объединение пассажирского автотранспорта" (ХПОПАТ), "Трамвайно троллейбусное управление" (ХТТУ), "Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" (ХПАТП-1) обратились в Хабаровский краевой суд с заявлением о признании пунктов 4.1 и 4.2 постановления Губернатора Хабаровского края N 130 от 18.05.2004 г. недействующим, обосновав его тем, что в постановлении не разработан и не утвержден механизм реализации данных пунктов для транспортных организаций, и не существует никаких ведомственных нормативных актов по этому поводу, нет на то указаний и в Уставе автомобильного транспорта РСФСР. Кроме того, при выполнении требований оспариваемых пунктов предприятия понесут не окупаемые, и не предусмотренные никакими нормативными актами расходы. Подобный учет льготных пассажиров на городском общественном транспорте не предусмотрен ни одним нормативным актом Министерства транспорта РФ, ни ФЗ РФ "О бухгалтерском учете", ни Уставом АТ РСФСР, ни ФЗ РФ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
В судебном заседании представители МУП г. Хабаровска ХПОПАТ представитель МУП г. Хабаровска ХТТУ, представители МУП г. Хабаровска ХПАТП-1 уточнили заявленные требования, просили признать оспариваемые пункты Постановления недействующими в части распространения их действия на предприятия ХПОПАТ, ХТТУ и ХПАТП-1, дополнив обоснование заявленных требований указанием на то, что пункты 4.1 и 4.2 постановления Губернатора края противоречат ГК РФ и федеральным нормативным актам, изданы с превышением полномочий, предоставленных федеральным законом органу исполнительной власти субъекта РФ, необоснованно возлагают на транспортные предприятия не свойственную им гражданскую обязанность, тем самым ущемляют права и интересы заявителей в сфере экономической и хозяйственной деятельности.
Представители Губернатора и Правительства Хабаровского края возражали против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что Законом Хабаровского края от 29.12.2003 г. N 160 Губернатор наделен полномочиями по изданию оспариваемого Постановления. Постановление в оспариваемой части соответствует требованиям ст. 38 Бюджетного кодекса РФ, которой установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Постановление также соответствует Федеральному закону "О бухгалтерском учете" и Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, утвержденной приказом Министерства транспорта РФ N 153 от 24.06.2003 г., которые обязывают все хозяйственные операции, проводимые организацией оформлять оправдательными документами и относят к доходам, подлежащим отражению в бухгалтерском учете суммы бюджетных средств на компенсацию льготного проезда граждан.
Решением Хабаровского краевого суда от 2 декабря 2004 г. в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе МУП г. Хабаровска ТТУ, МУП г. Хабаровска ХПОПАТ, МУП г. Хабаровска ХПАТП-1 поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Согласно п. "ж" ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законом Хабаровского края N 160 от 29.12.2003 г. утверждена краевая целевая программа "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малоимущих семей с детьми и других категорий граждан на 2004 год".
Согласно разделу 7 данной краевой целевой программы порядок ее реализации утверждается Губернатором Хабаровского края.
В соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона "О ветеранах" органы исполнительной власти уполномочены определять порядок возмещения расходов на реализацию льгот, финансирование которых осуществляется из бюджета субъекта Российской Федерации.
Проанализировав названные положения нормативных актов, суд пришел к правильному выводу о том, что постановление Губернатора Хабаровского края N 130 от 18.05.2004 г. "О порядке реализации на территории Хабаровского края мероприятий краевой целевой программы "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малоимущих семей с детьми и других категорий граждан на 2004 год", утвержденной Законом Хабаровского края от 29 декабря 2003 г. N 160" издано в рамках компетенции исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере регулирования отношений в области социального обеспечения.
Статьей 38 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В соответствии с ч. 7 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ на главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации возложена обязанность по осуществлению контроля получателей бюджетных средств, своевременного их возврата, предоставления отчетности, выполнения задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг.
Согласно ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. При этом в соответствии со ст. 6 названного Федерального закона формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных документов, утверждаются приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию или состояние бухгалтерского учета при утверждении учетной политики организации.
В соответствии с Инструкцией по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, утвержденной приказом Министерства транспорта РФ N 153 от 24.06.2003 г. доходами будущих периодов признаются суммы бюджетных средств на финансирование текущих расходов (на компенсацию льготного проезда граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации), которые подлежат наравне с другими видами доходов от перевозок пассажиров в автобусах отражению в бухгалтерском учете. В бухгалтерском учете также подлежат отражению расходы - обоснованные и документально подтвержденные затраты (убытки), осуществленные (понесенные) организацией в отчетном периоде и направленные на получение доходов (п.п. 17, 28, 29).
Указанные положения федерального законодательства, как правильно указал суд, предусматривают обязанность транспортных организаций, предоставляющих льготы по проезду и имеющих право на возмещение выпадающих доходов от предоставления льгот производить обоснование и учет понесенных расходов в целях их возмещения за счет бюджетных средств.
Следовательно, суд пришел к правильному выводу о том, что положения пунктов 4.1 и 4.2 постановления Губернатора Хабаровского края от 18.05.2004 г. N 130, обязывающие организации, предоставляющие льготы вести учет предоставленных льгот и представлять информацию о предоставленных гражданам льготах, являются соответствующими действующему федеральному законодательству, а доводы заявителей о том, что оспариваемые нормы постановления противоречат Уставу автомобильного транспорта РСФСР, Федеральному закону "О государственных и муниципальных унитарных предприятиям", Гражданскому кодексу РФ, а также, что на транспортные предприятия необоснованно возложена несвойственная им гражданская обязанность несостоятельны.
Ссылка заявителей на то, что в постановлении Губернатора края N 130 от 18.05.2004 г. не разработан и не утвержден механизм реализации оспариваемых пунктов для транспортных организаций, как правильно указал суд и является основанием к удовлетворению заявленных требований, так как установление таких норм явилось бы превышением предоставленной федеральным законодательством субъекту Российской Федерации компетенции в регулировании этого вопроса, вмешательством в хозяйственную деятельность организаций, оказывающих услуги.
Ведение учета предоставленных льгот и предоставление информации в органы социальной защиты населения о предоставленных гражданам льготах, позволяют осуществлять контроль за целевым характером использования бюджетных средств, определить их адресность, что согласуется с требованиями, в частности, ст.ст. 38, 158 БК РФ.
Конкретный механизм реализации оспариваемых норм может быть определен организациями, предоставляющими льготы, либо этими организациями совместно с органами власти.
Ссылка в кассационной жалобе на раздел 4 постановления Губернатора несостоятельна, так как его нормы никем не оспариваются.
Довод кассационной жалобы о том, что действие постановления Губернатора не распространяется на предприятия городского электрического транспорта, опровергается его содержанием.
Ссылка на статьи 779-782 ГК РФ несостоятельна, поскольку в данном случае регулируются отношения по социальной защите населения, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Утверждение в кассационной жалобе о том, что отсутствует федеральное законодательство, обязывающее транспортные организации, представляющие льготы по проезду гражданам за счет бюджетных средств, осуществлять учет предоставленных льгот и отчитываться за использование бюджетных средств, опровергается содержанием нормативных актов, на которые суд сослался в своем решении.
Нарушений судом норм материального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия определила:
решение Хабаровского краевого суда от 2 декабря 2004 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу МУП г. Хабаровска ТТУ, МУП г. Хабаровска ХПОПАТ, МУП г. Хабаровска ХПАТП-1 - без удовлетворения.
Председательствующий |
Лаврентьева М.Н. |
Судьи |
Харланов А.В. |
|
Манохина Г.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 58-Г05-2
Текст определения официально опубликован не был