Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 января 2007 г. N 58-Г06-52
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Еременко Т.И.,
судей Соловьева В.Н. и Макарова Г.В.
рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению Шалаевой Г.Н., Марковой Е.В., Ворсиной Л.В., Окуневой Л.Н., Петиной Г.А., Синицыной О.Н., Цой Ж.В., Панкратовой Н.В., Семеновой Л.Г., Горюшкина Г.С., Бабкиной Г.Н., Шупейко Л.М., Лычкиной Г.В., Горбачевской Г.Д., Матлашовой Т.А., Покотило Н.В., Корневой P.M., Семеновой Л.В., Гижа Л.Н., Романчук Т.З., Ян Л.И. о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими ст. 3.1, п. 1 и п. 3 ч. 1, ч. 2 ст. 5 Закона Хабаровского края от 19.01.2005 г. N 249 "О компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" и п. 1, п. 2.1 постановления Правительства Хабаровского края от 28.02.2005 г. N 11-пр "О мерах по реализации Закона Хабаровского края от 19.01.2005 г. N 249 "О компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" по кассационной жалобе Законодательной Думы Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 27 июля 2006 г., которым требования заявителей удовлетворены частично.
Заслушав доклад по делу судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
19 января 2005 года Законодательная Дума Хабаровского края приняла Закон Хабаровского края "О компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан".
Статьей 3.1 названного Закона установлен размер нормативной площади жилого помещения, исходя из которого исчисляется размер компенсации отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) Хабаровского края по оплате за оказание жилищных услуг, по оплате за электрическую и тепловую энергию, а также для проживающих в жилых домах, не имеющих центрального отопления - по оплате за топливо.
Статьей 5 (п. 1 и п. 3 ч. 1, ч. 2) Закона края предусмотрено, что компенсация, указанным в ст. 2 настоящего закона категориям граждан предоставляется на основании расчетных книжек и квитанций по оплате перечисленных услуг; справке о составе семьи, Краевые государственные учреждения, в которых работают специалисты или работали пенсионеры, указанные в статье 2 настоящего закона, начисляют, составляют ведомости на основании представленных документов об оплате жилья и коммунальных услуг и выплачивают суммы, причитающиеся к возмещению за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на указанные цели в сметах учреждений.
В целях предоставления компенсации специалистам, работающим в сельской местности, и реализации положений Закона Хабаровского края от 19.01.2005 г. Правительством Хабаровского края принято постановление N 11-пр от 28.02.2005 г. "О мерах по реализации Закона Хабаровского края от 19 января 2005 г. N 249 "О компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан".
Пунктом 1 данного Постановления утверждены: Положение о порядке предоставления бюджетам муниципальных районов Хабаровского края средств для финансирования расходов организаций и учреждений на компенсацию отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа), расходов по оплате жилья и коммунальных услуг; Порядок предоставления компенсаций за оплату жилья и коммунальных услуг краевыми государственными учреждения здравоохранения, образования, культуры, искусства, социального обслуживания и ветеринарными службами отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) Хабаровского края; Перечень нетрудоспособных членов семьи специалистов и пенсионеров краевых государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, образования, культуры и искусства, социального обслуживания и ветеринарных служб, находящихся на иждивении и имеющих право на компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг.
Пунктом 2.1 Постановления на подведомственные краевые государственные учреждения возложена обязанность производить начисления и выплаты компенсаций по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в соответствии с Законом Хабаровского края от 19.01.2005 г. N 249.
Заявители обратились в суд с вышеназванными требованиями, указывая, что оспариваемые нормы краевого Закона N 249 от 19.01.2005 г. и постановления Правительства Хабаровского края N 11-пр от 28.02.2005 г. противоречат ст. 55 Закона РФ "Об образовании", в силу которой педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), также Федеральному закону N 122 от 22.08.2004 г. "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и ущемляют права учителей, проживающих в сельской местности, т.к. денежная компенсация натуральных льгот поставила их в худшее положение по сравнению с ранее действующим законодательством, которое обеспечивало право на льготы, как им, так и членам их семьи.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер вышеназванного Федерального закона от 22.08.2004 г. следует читать как "N 122-ФЗ"
Представители Законодательной Думы Хабаровского края и Правительства Хабаровского края не согласились с данным заявлением, просили оставить его без удовлетворения.
Решением Хабаровского краевого суда от 27 июля 2006 г. требования Шалаевой Г.Н., Марковой Е.В., Ворсиной Л.В., Окуневой Л.Н., Петиной Г.А., Синицыной О.Н., Цой Ж.В., Панкратовой Н.В., Семеновой Л.Г., Горюшкина Г.С., Бабкиной Г.Н., Шупейко Л.М., Лычкиной Г.В., Горбачевской Г.Д., Матлашовой Т.А., Покотило Н.В., Корневой P.M., Семеновой Л.В., Гижа Л.Н. удовлетворены частично.
Суд признал недействующими со дня вступления решения суда в законную силу ст. 3.1, п. 1 и п. 3 ч. 1, ч. 2 ст. 5 Закона Хабаровского края от 19.01.2005 г. N 249 "О компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" и п. 1, п. 2.1 постановления Правительства Хабаровского края от 28.02.2005 г. N 11-пр "О мерах по реализации Закона Хабаровского края от 19.01.2005 г. N 249 "О компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" в части распространения этих норм на педагогических работников образовательных учреждений.
В остальной части, а также в удовлетворении требований, заявленных Романчук Т.З. и Ян Л.И., отказано.
В кассационной жалобе Законодательной Думы Хабаровского края ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно п.п. "е", "к" ч. 1 ст. 72, п.п. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
Абзацем 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации N 3266-1 от 10 июля 1992 г. (с последующими изменениями) "Об образовании" предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.
Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в меж- бюджетных отношениях.
Таким образом, право педагогических работников образовательных учреждений на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) предусмотрено Законом Российской Федерации "Об образовании". Данное право не отменено и не изменено, каких-либо полномочий, направленных на установление ограничения или уменьшения объема этого права субъектам Российской Федерации не предоставлено. Законодатель Хабаровского края в условиях осуществления монетизации льгот, установив педагогическим работникам в сельской местности социальную поддержку по оплате жилья и коммунальных услуг путем предоставления в пределах краевого стандарта социальной нормы площади жилого помещения, по сути лишил педагогов права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, тем самым ухудшив их положение. что противоречит ст. 153 Федерального закона Российской Федерации от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по смыслу которой при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставляющихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, условия предоставления не могут быть ухудшены.
Проанализировав положения федерального законодательства, а также оспариваемого Закона Хабаровского края N 249 от 19.01.2005 г., суд пришел к правильному выводу о том, что меры социальной поддержки, предоставляемые педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности Хабаровского края, являются расходными обязательствами Хабаровского края и установлены по вопросу, отнесенному статьей 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, направлены на реализацию права педагогических работников на получение мер социальной поддержки, регламентированного Законом Российской Федерации "Об образовании".
Следовательно, оспариваемые заявителями нормы ст. 3.1, п. 1 и п. 3 ч. 1, ч. 2 ст. 5 Закона Хабаровского края от 19.01.2005 г. N 249, а также направленные на реализацию данных норм положения п. 1, п. 2.1 постановления Правительства Хабаровского края от 28.02.2005 г. N 11-пр противоречат вышеназванному федеральному законодательству в части распространения на педагогических работников образовательных учреждений.
Согласно ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному законодательству, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание.
Вступившим в законную силу решением Хабаровского краевого суда от 07.03.2006 г. признаны недействующими п. 1.1 ст. 3 в части слов "в пределах социальной нормы площади жилья" ("в пределах нормативной площади жилого помещения, установленной настоящим законом"), п. 1.2 ст. 3 в части слов "в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных Правительством края" Закона Хабаровского края N 249 от 19.01.2005 г. на педагогических работников образовательных учреждений.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "п. 1 ч. 1 ст. 3" и "п. 2 ч. 1 ст. 3"
Учитывая, что оспариваемые нормы Закона Хабаровского края N 249 от 19.01.2005 г. и постановления Правительства Хабаровского края N 11-пр от 28.02.2005 г. нормативно взаимосвязаны с упомянутыми нормами ст. 3 Закона Хабаровского края N 249 от 19.01.2005 г. и направлены на реализацию данной статьи, то ст. 3.1, п. 1 и п. 3 ч. 1, ч. 2 ст. 5 Закона Хабаровского края от 19.01.2005 г. N 249, п. 1, п. 2.1 постановления Правительства Хабаровского края от 28.02.2005 г. N 11-пр, то судом обоснованно признаны недействующими в части распространения на педагогически работников образовательных учреждений.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с оценкой судом установленных обстоятельств, иному пониманию исследованных норм права, в связи с чем основанием к отмене решения суда не являются.
Таким образом, решение Хабаровского краевого суда от 27 июля 2006 года, постановленное по данному делу, является законным и обоснованным, в связи с чем подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Хабаровского краевого суда от 27 июля 2006 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Законодательной Думы Хабаровского края без удовлетворения.
Председательствующий |
Еременко Т.И. |
Судьи |
Соловьев В.Н. |
|
Макаров Г.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 января 2007 г. N 58-Г06-52
Текст определения официально опубликован не был