Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 апреля 2006 г. N 58-Г06-9
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Г.В. Манохиной,
судей Еременко Т.И. и В.А. Емышевой
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании абзацев 1 (в части слов "по организации тушения пожаров на объектах критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах"), 8, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 18 Порядка привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах на территории Хабаровского края, утвержденного п. 1 постановления Губернатора Хабаровского края от 06.05.2005 г. N 111 противоречащими закону и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу по кассационной жалобе представителя губернатора Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 19 января 2006 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Еременко Т.И., объяснения представителя губернатора Хабаровского края по доверенности М.Л. Слепцова, поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Т.А. Власовой, полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 06 мая 2005 г. N 111 утвержден Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах на территории Хабаровского края.
Прокурор Хабаровского края обратился в Хабаровский краевой суд с заявлением о признании абзацев 1 (в части слов "по организации тушения пожаров на объектах критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах"), 8, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 18 названного Порядка противоречащим федеральному законодательству и недействующим, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что оспариваемые положения изданы Губернатором Хабаровского края с превышением полномочий и с нарушением норм федерального законодательства (Федерального закона "О пожарной безопасности", Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), поскольку оспариваемым Порядком урегулированы вопросы организации тушения пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, находящихся в ведении федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности.
Решением Хабаровского краевого суда от 19 января 2006 г. заявленные требования прокурора Хабаровского края удовлетворены. Абзацы 1 (в части слов "по организации тушения пожаров на объектах критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах"), 8, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 18 Порядка привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах на территории Хабаровского края, утвержденного п. 1 постановления Губернатора Хабаровского края от 06.05.2005 г. N 111 признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Правительство Хабаровского края в кассационной жалобе просит указанное решение суда отменить в связи с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда.
В соответствии с пунктами "б" и "з" ч. 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности и осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Следовательно, обеспечение пожарной безопасности, как одного из видов безопасности, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Организация пожарной безопасности регулируется Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", в соответствии со статьёй 1 которого пожарная охрана - это совокупность созданных в установленном порядке органов управления, сил и средств, в том числе противопожарных формирований, предназначенных для организации предупреждения пожаров и их тушения, проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ.
Оспариваемыми положениями предусмотрено, что настоящий Порядок определяет общую совокупность действий по организации тушения пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах на территории Хабаровского края в соответствии с Планом привлечения сил и средств.
Абзацами 8, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 18 Порядка предусмотрено:
Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
При тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасению имущества, в том числе: проникновение в места распространения (возможного распространения) опасных факторов пожаров;
создание условий, препятствующих развитию пожаров и обеспечивающих их ликвидацию; эвакуация с мест пожаров людей и имущества.
Непосредственное руководство тушением пожара на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах на территории Хабаровского края осуществляет руководитель тушения пожара - прибывшее на пожар старшее оперативное должностное лицо федеральной противопожарной службы.
До прибытия на пожар старшего оперативного должностного лица федеральной противопожарной службы руководителем тушения пожара является:
прибывшее на пожар старшее оперативное должностное лицо государственной противопожарной службы (допущенное к руководству тушения пожара в установленном порядке), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами или действующими соглашениями;
прибывшее на пожар старшее оперативное должностное лицо ведомственной охраны.
Руководитель тушения пожара на принципе единоначалия управляет личным составом, участвующим в выполнении боевых действий по тушению пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.
Согласно п. 31 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относятся вопросы организации тушения пожаров (за исключением пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации).
Удовлетворяя требования прокурора Хабаровского края, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что оспариваемые положения изданы с превышением полномочий, предоставленных высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, что противоречит федеральному законодательству, в связи с чем оспариваемые положения подлежат признанию недействующими.
При этом Хабаровский краевой суд правильно руководствовался положениями Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", согласно которым организация тушения пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах относится к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности, а также ст. 22 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Кроме того, согласно ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относится организация тушения пожаров, за исключением пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия России, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.
Принимая во внимание, что вопросы организации тушения пожаров на объектах критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах урегулированы на уровне федерального законодательства, а решение такого рода вопросов не предусмотрено органами государственной власти субъектов Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования прокурора Хабаровского края.
При данных обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения суда Судебная коллегия не находит.
Довод кассационной жалобы о том, что судом неправильно истолкованы положения ст. 22 Федерального закона "О пожарной безопасности", согласно которой порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной безопасности для тушения пожаров на региональном и местном уровнях утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления основан на неправильном толковании норм права и не может повлечь отмену обжалуемого решения суда.
Проанализировав приведенные положения действующего федерального законодательства в этой области, в том числе и положения ст. 22 Федерального закона "О пожарной безопасности", Хабаровский краевой суд правильно пришел к выводу о том, что организация тушения пожаров на особо важных объектах отнесения к полномочиям федеральных органов государственной власти.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочны регулировать вопросы определения порядка тушения пожаров за исключением объектов, которые отнесены к федеральному уровню.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Хабаровского краевого суда от 19 января 2006 г. - оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя губернатора Хабаровского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Манохина |
Судьи |
Т.И. Еременко |
|
В.А. Емышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 апреля 2006 г. N 58-Г06-9
Текст определения официально опубликован не был