Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 сентября 2008 г. N 58-Г08-12
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Калининой Л.А., Ксенофонтовой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Законодательной Думы Хабаровского края об отмене решения Хабаровского краевого суда от 27 мая 2008 года, которым признаны недействующими отдельные положения Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение оставить без изменения, Судебная коллегия установила:
26 мая 2004 года Законодательной Думой Хабаровского края принят Закон N 185 "Кодекс Хабаровского края об административных правонарушениях" (с последующими изменениями от 29 декабря 2004 года, от 19 января 2005 года, от 26 июля 2005 года, от 30 ноября 2005 года, от 28 декабря 2005 года, от 29 марта 2006 года, от 25 октября 2006 года, от 30 мая 2007 года, от 26 сентября 2007 года, от 14 ноября 2007 года), которым установлена административная ответственность за нарушения, посягающие на права граждан и общественный порядок, на институты государственной власти, местного самоуправления, в сфере благоустройства и эксплуатации жилищного фонда, в области пользования библиотеками, в области охраны окружающей природной среды, в области финансов; а также предусмотрен перечень должностных лиц и органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, а также рассматривать указанные дела.
В частности, согласно статье 1.4 (Составление протокола об административном правонарушении) протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них, составляются должностными лицами органов местного самоуправления - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.9, 3.11 (в части невыполнения законного предписания (постановления, представления) органов местного самоуправления и их должностных лиц), главой 4, за исключением статей 4.21 и 4.27 настоящего Кодекса; должностными лицами государственной жилищной инспекции Правительства края - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 4.1, 4.3, 4.5, 4.7-4.9, 4.13-4.15 и 4.21 настоящего Кодекса; старшими участковыми уполномоченными милиции, участковыми уполномоченными милиции, сотрудниками патрульно-постовой службы, подразделений по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства милиции общественной безопасности - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.3, 2.6-2.8, 2.10, 2.11, 3.11, 4.1, 4.3, 4.4, 4.7, 4.8, 4.12-4.15, 4.17, 4.22, 4.24, 4.25, 4.29 и 6.2 настоящего Кодекса; инспекторами дежурной части по разбору административных правонарушений милиции общественной безопасности (местной милиции) - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.3, 2.6-2.8, 2.10, 2.11, 3.11, 4.1, 4.3, 4.4, 4.7, 4.8, 4.12-4.15, 4.17, 4.22, 4.24, 4.25, 4.29 и 6.2 настоящего Кодекса; руководителем, заместителем руководителя государственной (муниципальной) библиотеки - об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.6 настоящего Кодекса; должностными лицами органов исполнительной власти края, специально уполномоченных на осуществление контроля за осуществлением органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий, - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 3.22 и 3.23 настоящего Кодекса; работниками пассажирского автомобильного транспорта и городского электротранспорта, имеющими удостоверения контролера, выданные органами местного самоуправления, - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.12-2.15 настоящего Кодекса.
В силу настоящей статьи органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями края по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в соответствии с Законом Хабаровского края "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по применению законодательства об административных правонарушениях".
Перечень должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, утверждается правовым актом органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования. Порядок выдачи удостоверений контролера работникам пассажирского автомобильного и городского электротранспорта и образцы указанных удостоверений устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
Мировые судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 3.1-3.3, 3.6-3.9, 3.12 и 4.26 настоящего Кодекса (статья 1.6).
Административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.3, 2.6-2.10, 2.12-2.15, 3.11, 4.1-4.17, 4.22-4.25, 4.28-4.33, 5.6 и 6.2 (статья 1.7).
Государственная жилищная инспекция Правительства края рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 4.21 настоящего Кодекса, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 4.1, 4.3, 4.5, 4.7-4.9, 4.13, 4.14 и 4.15 настоящего Кодекса, протоколы о совершении которых, составлены должностными лицами государственной жилищной инспекции Правительства края (часть 1 статьи 1.9).
Органы исполнительной власти края, специально уполномоченные на осуществление контроля за осуществлением органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 3.22 и 3.23 настоящего Кодекса. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов исполнительной власти края, специально уполномоченных на осуществление контроля за осуществлением органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий, вправе руководители, заместители руководителей указанных органов (части 1 и 2 статьи 1.12.2).
Статья 2.9. (Представление в органы местного самоуправления недостоверной информации по социальным вопросам) гласит, что представление гражданами в органы местного самоуправления недостоверной информации для получения социальных льгот и иных социальных преимуществ, предусмотренных нормативными правовыми актами, при отсутствии в деянии признаков состава преступления - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей;
В соответствии со статьей 3.22. (Нарушение порядка отчетности органов местного самоуправления об осуществлении ими переданных государственных полномочий)
1. Непредставление органами местного самоуправления в установленные сроки отчетов в Правительство края или уполномоченный им орган исполнительной власти края, а равно представление отчетов, содержащих недостоверные сведения, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей.
2. Те же деяния, совершенные повторно в течение года, -
влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Согласно статье 3.23. (Нарушение срока представления органами местного самоуправления информации, материалов и документов об осуществлении переданных им государственных полномочий)
Непредставление органами местного самоуправления в установленные сроки информации, материалов и документов об осуществлении переданных им государственных полномочий в Правительство края или уполномоченный им орган исполнительной власти края -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей.
В силу статьи 4.1. (Нарушение правил уборки территорий)
1. Нарушение правил содержания прилегающих и закрепленных территорий, размеры которых установлены нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до десяти тысяч рублей.
2. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение года, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
3. Несвоевременная уборка мусора и бытовых отходов, очистка контейнерных площадок, использование неисправных мусоросборников -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
4. Деяния, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, совершенные повторно в течение года, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Согласно статье 4.2. Нарушение норм и правил содержания зданий (за исключением объектов нежилого фонда, находящихся в федеральной собственности, и жилых домов), ограждений, сооружений, средств наружной рекламы, малых архитектурных форм, садово-парковой мебели, бункеров, контейнеров, урн влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч пятисот до пяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 4.3. Сброс снега, льда, мусора, нечистот на территории населенных пунктов в неустановленных местах, а также сжигание мусора влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на юридических лиц - от двух тысяч пятисот до трех тысяч рублей (часть 1); деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение года, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей (часть 2); разбрасывание снега, льда на проезжую часть улиц, складирование его на территории зеленых насаждений при производстве зимних уборочных работ - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч пятисот рублей; предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трех тысяч пятисот до пяти тысяч рублей (часть 3); деяния, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, совершенные повторно в течение года, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (часть 4).
Статьей 4.4. установлена административная ответственность за мойку транспортных средств у водопроводных колонок, колодцев, теплотрасс, на детских площадках, дворовых территориях, газонах, берегах рек, прудов, озер и других поверхностных водоемов.
Статья 4.5. предусматривает, что нарушение правил содержания инженерных сооружений, в том числе наличие открытых люков, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. При этом примечание гласит, что "настоящая статья не предусматривает административную ответственность за нарушение правил содержания следующих инженерных сооружений: сооружений, находящихся в федеральной собственности; электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки; пешеходных дорожек и переходных мостиков в границах закрепленных участков, выездов с закрепленных участков или с подъездных путей на автомобильную дорогу общего пользования, включая переездные мостики; дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений; устройств наружного освещения населенных пунктов; других инженерных сооружений, за нарушение правил содержания которых административная ответственность предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или настоящим Кодексом".
Согласно статье 4.6. (Нарушение правил подготовки и проведения земляных работ)
1. Нарушение правил подготовки и проведения земляных работ (в том числе при установке средств наружной рекламы), в том числе нарушение промежуточных сроков производства земляных работ, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
2. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение года, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
3. Производство земляных работ без специального разрешения, выдаваемого административно-техническими инспекциями муниципальных образований, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
4. Невыполнение требования о передаче восстановленного благоустройства по акту органу, выдавшему разрешение на производство земляных работ, либо отказ от выполнения требований, изложенных в технических условиях, разрешении (ордере) по восстановлению нарушенного благоустройства, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
В соответствии со статьей 4.7. (Нарушение правил установки ограждений)
1. Установка ограждений (в том числе на тротуарах, пешеходных дорожках) без разрешения, полученного в установленном порядке, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей.
2. Отсутствие ограждения разрытий и иных опасных мест -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от четырех тысяч до восьми тысяч рублей.
3. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение года, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Примечание. Настоящая статья не предусматривает административную ответственность за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.33, 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 4.8. (Подтопление улиц, зданий, сооружений) изложена в следующей редакции:
1. Подтопление улиц, зданий, сооружений, образование наледей от утечки воды из-за неисправности водопроводных, канализационных, ливневых устройств, систем, сетей и сооружений -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двух тысяч пятисот до трех тысяч пятисот рублей.
2. Засорение ливневой канализации, засыпка водоотводящих сооружений, использование их для прокладки кабелей и других инженерных устройств -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
3. Нарушение сроков очистки смотровых и ливневых колодцев, их засорение, несвоевременный вывоз извлеченных загрязнений -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей;
предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
4. Откачка или слив воды на дороги, газоны, тротуары и дворовые территории -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Статьей 4.9. (Нарушение технологии восстановительных работ) предусмотрена административная ответственность за некачественное восстановление асфальтобетонного покрытия при ремонте проездов, дворовых территорий населенных пунктов, тротуаров, переходов дорог, отмосток, недостаточное уплотнение основания, а также наличие провалов (просадок) в местах производства работ.
Согласно статье 4.11. (Нарушение правил содержания деревьев, кустарников, газонов и цветников на территории населенных пунктов)
Нарушение установленных органами местного самоуправления правил содержания деревьев, кустарников, газонов и цветников на территории населенных пунктов, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
В силу статьи 4.12. повреждение или уничтожение деревьев, кустарников, газонов и цветников на территории населенных пунктов -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (часть 1); вырубка деревьев, кустарников на территории населенных пунктов без разрешения, полученного в установленном порядке, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей (часть 2);
Статья 4.13. (Захламление земель и мест общего пользования) изложена в следующей редакции:
1. Захламление земель - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
2. Захламление мест общего пользования жилых, общественных и производственных зданий -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Примечание. Под захламлением в настоящей статье понимается размещение в неустановленных местах материалов, сырья, продукции, оборудования и другого имущества, металлолома, стеклобоя, строительного мусора, древесных остатков и других твердых отходов производства и потребления.
Согласно статье 4.14. Неисполнение установленных органами местного самоуправления обязанностей по уборке снега, сосулек с крыш, карнизов зданий и балконов влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (часть 1); производство работ по уборке снега, сосулек с крыш, карнизов зданий и балконов с нарушением мер предосторожности, установленных органами местного самоуправления, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи пятисот до трех тысяч пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч пятисот до пяти тысяч рублей (часть 2).
Согласно статье 4.15. Невосстановление благоустройства после производства работ, связанных с нарушением состояния благоустройства территорий, разрушением детских, спортивных и бельевых площадок, оборудования, установленного на них, малых архитектурных форм, рекламных установок, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии со статьей 4.16. Нарушение правил содержания земель энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В силу статьи 4.22. Нарушение правил содержания животных в населенных пунктах, за исключением нарушений, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до одной тысячи рублей (часть 1); ненадлежащий присмотр за лошадьми, оленями, козами и другими животными, повлекший повреждение указанными животными деревьев, кустарников, газонов и цветников на территории населенных пунктов, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей (часть 2).
Статья 4.24. гласит, что повреждение покрытия и обустройства тротуаров, отмосток, бордюрного камня, подземных переходов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи пятисот до трех тысяч пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч пятисот до пяти тысяч рублей. В примечании к данной статье указывается, что настоящая статья не предусматривает административную ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных статьей 12.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 4.25 установлена административная ответственность за неисполнение землепользователями участков, прилегающих к полосам отвода автомобильных дорог, в пределах городских и сельских поселений на дорогах краевого и местного (муниципального) значения обязанностей по устройству, ремонту или регулярной очистке пешеходных дорожек или переходных мостиков в границах закрепленных за ними участков, содержанию в технически исправном состоянии и чистоте выездов с закрепленных участков или подъездных путей на автомобильную дорогу краевого или местного (муниципального) значения, включая переездные мостики.
Статьей 4.26 предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанностей по сносу зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве.
Прокурор Хабаровского края обратился в Хабаровский краевой суд с заявлением в котором просил признать данные статьи, а именно, п. 1 ч. 2 ст. 1.4, п. 2 ч. 2 ст. 1.4 в части слов "4.1, 4.3, 4.5, 4.7-4.9, 4.13-4.15", п. 4 ч. 2 ст. 1.4 в части слов "4.1, 4.3, 4.4, 4.7, 4.8, 4.12-4.15, 4.22, 4.24, 4.25", п. 7 ч. 2 ст. 1.4 в части слов "4.1, 4.3, 4.4, 4.7, 4.8, 4.12-4.15, 4.22, 4.24, 4.25", п. 12 ч. 2 ст. 1.4 Кодекса оспаривается в части слов "муниципальной", п. 14 ч. 2 ст. 1.4 в части слов "статьями 3.22 и 3.23", п. 16 ч. 2 ст. 1.4, ч. 3.1 ст. 1.4, ч.ч. 4, 5 ст. 1.4, ст. 1.6 в части слов "и 4.26", ст. 1.7 в части слов "4.1-4.17" (в части статей 4.1-4.9, 4.11-4.15), "4.22-4.25" в части частей 1, 2 ст. 4.22, в части статей 4.24, 4.25, ч. 1 ст. 1.9 в части слов "статьями 4.1, 4.3, 4.5, 4.7-4.9, 4.13, 4.14, 4.15", ч. 1 ст. 1.12.2 в части слов "статьями 3.22 и 3.23", ст. 2.9 (в части установления ответственности по вопросам предоставления социальных преимуществ, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации), ст.ст. 3.22, 3.23, 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 4.6, 4.7, 4.8, 4.9, 4.11, 4.12, 4.13, 4.14, 4.15, 4.16, ч. 1, 2 ст. 4.22, ст.ст. 4.24, 4.25, 4.26, недействующими.
В обоснование заявления сослался на превышение субъектом Российской Федерации нормотворческих полномочий в области законодательства об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законодательная Дума Хабаровского края возражала против удовлетворения заявления прокурора Хабаровского края, полагая, что оспариваемые нормы приняты в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, предусмотренной статьей 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подпунктом 39 пунктов 2, 6 статьи 26.3 ФЗ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; и направлены на реализацию вопросов местного значения и осуществления полномочий субъекта Российской Федерации.
Решением Хабаровского края от 27 мая 2008 года заявление прокурора удовлетворено.
В кассационной жалобе Законодательная Дума Хабаровского края просит решение отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять новое решение. Суть доводов сводится к необоснованности выводов суда в той части решения, которой признаны недействующими юридические составы, сформулированные в главе 4 (Административные правонарушения в сфере благоустройства и эксплуатации жилищного фонда). По мнению законодательного органа Хабаровского края, предусмотренные данной главой административные правонарушения посягают на установленный органами местного самоуправления в муниципальных образованиях Хабаровского края режим благоустройства, порядок и правила соблюдения внешнего благоприятного облика элементов внешнего благоустройства городов и иных муниципальных образований края, а не на установленный федеральным законодательством порядок в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, в области градостроительной деятельности, как это указано в судебном постановлении.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения в кассационном порядке.
Так, признавая недействующими ст.ст. 4.1; 4.3; 4.4; 4.8; 4.11; 4.12; 4.13; 4.14; 4.22 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, суд обоснованно пришел к выводу о том, что субъектом Российской Федерации при установлении административной ответственности в этой части превышены полномочии в области законодательства об административных правонарушениях Российской Федерации.
Как следует из содержания диспозиций этих статей, с объективной стороны данные правонарушения характеризуются действием (бездействием) и выражаются в несоблюдении правил содержания прилегающих и закрепленных территорий, размеры которых установлены нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; в том числе, несвоевременной уборке мусора и бытовых отходов, очистке контейнерных площадок, использовании неисправных мусоросборников; в сбросе снега, льда, мусора, нечистот на территории населенных пунктов в неустановленных местах, а также сжигании мусора, разбрасывании снега, льда на проезжую часть улиц, складирование его на территории зеленых насаждений при производстве зимних уборочных работ; в мойке транспортных средств в неустановленных местах (водопроводных колонок, колодцев, теплотрасс, на детских площадках, дворовых территориях, газонах, берегах рек, прудов, озер и других поверхностных водоемов); подтоплении улиц, зданий, сооружений, образовании наледей от утечки воды из-за неисправности водопроводных, канализационных, ливневых устройств, систем, сетей и сооружений; засорении ливневой канализации, засыпки водоотводящих сооружений, использовании их для прокладки кабелей и других инженерных устройств; нарушении сроков очистки смотровых и ливневых колодцев, их засорении, несвоевременном вывозе извлеченных загрязнений; откачке или сливе воды на дороги, газоны, тротуары и дворовые территории; в захламлении мест общего пользования жилых, общественных и производственных зданий (под которым, в контексте данной нормы понимается размещение в неустановленных местах материалов, сырья, продукции, оборудования и другого имущества, металлолома, стеклобоя, строительного мусора, древесных остатков и других твердых отходов производства и потребления); уборке снега, сосулек с крыш, карнизов зданий и балконов в нарушение правил, установленных органами местного самоуправления; неисполнении установленных органами местного самоуправления обязанностей по уборке снега, сосулек с крыш, карнизов зданий и балконов; производстве работ по уборке снега, сосулек с крыш, карнизов зданий и балконов с нарушением мер предосторожности, установленных органами местного самоуправления.
Таким образом, данные правонарушения касаются несоблюдения санитарно-эпидемиологических, экологических, технических правил и требований, предъявляемых к эксплуатации, капитальному ремонту, реконструкции жилищного фонда независимо от формы собственности; содержанию придомовой территории, содержанию зеленого фонда, дорожного хозяйства, инженерного хозяйства, транспортного комплекса, регламентированных федеральным законодательством.
К примеру, Федеральным законом от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам, разрабатываемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, и иными органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека; на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила. Соблюдение указанных санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (статьи 18, 19, 20, 21, 38, 39, 46, 55).
Аналогично вопрос решен и в Федеральном законе от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления", в силу требований которого основным принципом государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия; к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией (статьи 3, 8, 13, 25).
Идентичные нормы содержатся и в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года (статьи 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7).
Кроме того, общие технические, санитарные требования предъявляемые к жилищно-коммунальным услугам, требования безопасности услуг для жизни, здоровья, имущества потребителя и охраны окружающей среды, услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов в настоящее время также, определяются Санитарными правилами содержания территорий населенных мест от 5 августа 1988 года N 46990-88 (СанПиН 42-128-4690-88), предназначенных в качестве руководства для организаций, контролирующих санитарное содержание территорий населенных мест, а также организаций, несущих ответственность за санитарное содержание подведомственных им территорий и сооружений, независимо от их подчиненности; аналогичным постановлением Госстандарта России от 18 июня 2000 года N 158-ст; постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170); постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74 о введении в действие новой редакции СанПиН 2.21/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов". Административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологического, экологического законодательства предусмотрена статьями 6.3, 6.4, 6.5; 3.8 Кодекса об административных правонарушениях.
Нет оснований не согласиться и с выводами суда о том, что статьи 4.2; 4.5; 4.7; 4.15; 4.24 и 4.25 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, также приняты субъектом Российской Федерации с превышением полномочий в области законодательства об административных правонарушениях.
Так, из содержания диспозиции статьи 4.2 следует, что данное правонарушение с объективной стороны характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении норм и правил содержания зданий (за исключением объектов нежилого фонда, находящихся в федеральной собственности, и жилых домов), ограждений, сооружений, средств наружной рекламы, малых архитектурных форм, садово-парковой мебели, бункеров, контейнеров, урн. Очевидно, что в контексте данной статьи речь ведется о широком спектре правил и норм (технических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных), регламентированных федеральным законодательством. К примеру, в силу требований статей 1, 2, 17, 18, 19, 20, 34, 36, 38, 39 Федерального закона от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы обязательные для исполнения пожарной безопасности; техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем принятия соответствующего технического регламента. При этом, несмотря на то, что субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные документы по пожарной безопасности, административная ответственность за нарушение законодательства в этой сфере устанавливается законодательством Российской Федерации. Требования санитарно-эпидемиологической направленности, предъявляемые к содержанию объектов, составляющих предмет оспариваемой нормы, как уже было отмечено, регламентируются федеральным законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, административная ответственность установлена статьями 6.3, 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, правила, предъявляемые к установке и содержанию всех видов наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем с соблюдением требований, установленных статьей 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года "О рекламе". Размещение рекламы на транспортном средстве осуществляется в порядке статьи 20 настоящего Федерального закона. Общие технические требования к средствам наружной рекламы, правилам ее размещения предусмотрены также постановлением Госстандарта России от 22 апреля 2003 года N 124-ст (ГОСТ Р 52044-2003). Нарушение рекламораспространителем законодательства о рекламе квалифицируется по статье 14.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Согласно статье 4.5 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, квалификация административного правонарушения по данной норме наступает в случае нарушения юридическими лицами, должностными лицами правил содержания инженерных сооружений, в том числе при наличии открытых люков. По смыслу данной статьи, несмотря, на содержащееся в диспозиции примечание, под инженерными сооружениями усматривается очень широкий комплекс конструкций, зданий, строений, дорог, коммуникаций различной направленности, что приводит с одной стороны к неопределенности правового регулирования. С другой стороны, эксплуатация, техническое обслуживание инженерных сооружений, должно осуществляться в соответствии с требованиями федерального стандарта, нормативной и технической документации по каждому виду. К примеру, организация технического обслуживания здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Такие параметры, стандарты определяются правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27 сентября 2003 года N 170. При такой ситуации вывод суда о противоречии этой нормы федеральному законодательству, не вызывает сомнений.
Согласно статье 4.6 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях к административной ответственности по этой статье привлекаются граждане, должностные лица, юридические лица за нарушения правил подготовки и проведения земляных работ. Использование термина "земляные работы" в контексте данной статьи указывает на многообразие форм земляных работ в зависимости от цели и назначения данных работ, а, следовательно, указывает и на многовариантность правил и стандартов при их проведении, предъявляемых федеральным законодательством, прежде всего, Градостроительным кодексом Российской Федерации (статьи 1-8, 52, 53, 54, 55); строительными, санитарными, техническими, иными федеральными правилами и стандартами, например, Санитарно-эпидемиологическими правилами САНПИН 2.2.31384-03, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11 июня 2003 года N 141, действуют гигиенические требования к выполнению земляных работ; введенным в действие с 1 июня 2002 года постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 21 января 2002 года N 5 Государственным стандартом "ССБТ. Строительство. Производство земляных работ способом гидромеханизации. Требования безопасности". Поэтому нет оснований не согласиться с выводами суда в этой части решения, о том, что субъектом Российской Федерации установлена ответственность за отношения, регулируемые законодательством о градостроительной деятельности. При этом суд правильно ссылается на нормы статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являющейся универсальной нормой в области строительства. Более того, в отдельных случаях нарушение правил производства земляных работ предусматривает квалификацию по иным специальным нормам Кодекса. В частности проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, влечет назначение административного наказания по статье 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По смыслу статьи 4.7 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, административная ответственность предусмотрена за совершение противоправных действий (бездействий), связанных с установкой ограждений в том числе, при осуществлении земляных работ и иных видов работ в целях пресечения ситуаций, влекущих неблагоприятные последствия (падения пешеходов, автомобилей); а также в связи с самовольным ограждением тротуаров, пешеходных дорожек, когда создаются препятствия к техническому обслуживанию. Таким образом, объект данного правонарушения совпадает с объектом правонарушений, предусмотренных статьей 4.6 регионального Закона об административной ответственности. Так, Санитарно-эпидемиологическими правилами СаНПиН 2.2.3.1384-03, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11 июня 2003 года N 141, предписывается устанавливать защитное ограждение, предупредительные надписи и знаки, а в ночное время - освещение в местах котлованов и траншей разрабатываемых на улицах, проездах, во дворах населенных пунктов, а также в местах, где происходит движение людей или транспорта (пункт 16.3). С учетом изложенного, Судебная коллегия соглашается с суждением суда о том, что лица виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В частности, нарушение требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, утвержденных проектов, других нормативных документов в области строительства при выполнении инженерных изысканий, проектных, строительно-монтажных работ, а также производстве строительных материалов, конструкций и изделий влечет назначение административного наказания по статье 9.4 КоАП РФ. Что же касается самоуправных, самовольных действий, к которым относятся по своей сути и установка ограждений (в том числе на тротуарах, пешеходных дорожках) без разрешения, такого рода действия квалифицируются по статье 19.1 КоАП РФ.
Из содержания статьи 4.9 регионального закона об административной ответственности следует, что предметом административного правонарушения являются переходы дорог, тротуары, в том числе и дворовых территорий населенных пунктов, отмостки, входящие как в структуру жилищно-коммунального хозяйства, так и в дорожную инфраструктуру. С объективной стороны правонарушение выражается в нарушении требований, предъявляемых к производству восстановительных работ. Такого рода требования предусмотрены, к примеру, Федеральными законами "О безопасности дорожного движения", "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по смыслу которых ответственность за надлежащее восстановление асфальтобетонного покрытия тротуаров, переходов дорог, установленным требованиям в части обеспечения безопасности дорожного движения возлагается на исполнителей работ; обязанности по обеспечению соответствию состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, строительным, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог, а административная ответственность наступает в соответствии с КоАП РФ. В этой связи, являются законными и обоснованными выводы суда о том, что объект правонарушений, установленный статьями 4.9 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, составляют общественные отношения, регулируемые федеральным законодательством о градостроительной деятельности.
Административное правонарушение, предусмотренное статьей 4.15 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, характеризуется действием (бездействием) и выражается в форме невыполнения обязанности по восстановлению благоустройства территории после производства работ, связанных с нарушением состояния благоустройства территорий, разрушением детских, спортивных и бельевых площадок, оборудования, установленного на них, малых архитектурных форм, рекламных установок. По смыслу этой нормы перечень производственных работ, при которых может возникнуть нарушение состояния благоустройства территории, включает в себя любые строительные, земляные, иные работы. Между тем, как уже было выше подчеркнуто, к осуществлению такого рода работ предъявляются санитарные, экологические, строительные, технические требования, направленные на создание условий для жизни и здоровья населения, в том числе на комплексное благоустройство городских и сельских поселений, установленные федеральным законодательством. Например, согласно статьям 37, 38, 39, 40 Федерального закона "Об охране окружающей среды" строительство и реконструкция зданий, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением технических регламентов в области охраны окружающей среды; при осуществлении строительства и реконструкции, зданий, сооружений и иных объектов должны принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлении природной среды, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации; ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется при условии выполнения в полном объеме предусмотренных проектной документацией мероприятий по охране окружающей среды; запрещается ввод в эксплуатацию зданий, строений и иных сооружений без завершения мер по восстановлению природной среды, благоустройству территорий; юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. В соответствии со статьей 12 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при строительстве зданий, ликвидации промышленных объектов, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила. Следовательно, признавая недействующей данную норму, суд правильно исходил из того, что она принята субъектом Российской Федерации по вопросу, урегулированному федеральным законодательством.
Как следует из диспозиции статьи 4.22 Кодекса Хабаровского края объект правонарушения составляют общественные отношения в связи с несоблюдением правил содержания животных. Поскольку такие правила установлены федеральным законодательством, суд обоснованно признал указанную норму недействующей. Прежде всего, общие требования, предъявляемые к содержанию, кормлению, водопою животных, их перевозке или перегону находят отражение в Законе РФ "О ветеринарии". При этом согласно статье 23 настоящего Федерального закона должностные лица и граждане, виновные в нарушении ветеринарного законодательства Российской Федерации, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объективная сторона правонарушения статьи 4.24 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях выражается в повреждении покрытия и обустройства тротуаров, отмосток, бордюрного камня, подземных переходов, то есть в приведении их в такое состояние, при котором они не могут быть использованы в соответствии со своим назначением. Таким образом, субъектом Российской Федерации установлена ответственность за противоправные действия, квалификация которых в полной мере подпадает под действие статьи 7.17 КоАП РФ. С учетом изложенного, Судебная коллегия соглашается с суждением суда, что субъект Российской Федерации в статье 4.24 установил административную ответственность по вопросу, урегулированному федеральным законодательством.
Нет оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции о противоречии федеральному законодательству статьи 4.25 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях. Как следует из анализа диспозиции данной нормы, правонарушение посягает на установленный Федеральным законом "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок охраны автомобильных дорог или дорожных сооружений. Между тем, по смыслу статей 1, 2, 3, п.п. 1, 2 статьи 46 названного Федерального закона установление административной ответственности в этой сфере относится к полномочиям Российской Федерации.
В соответствии со статьями 4.11 и 4.12 субъектом Российской Федерации установлена административная ответственность за нарушение правил содержания установленных органами местного самоуправления правил содержания деревьев, кустарников, газонов и цветников на территории населенных пунктов; за повреждение или уничтожение деревьев, кустарников, газонов и цветников на территории населенных пунктов; за вырубку деревьев, кустарников на территории населенных пунктов без разрешения, полученного в установленном порядке. Из анализа диспозиции указанных статей следует, что объектом правонарушения является охрана и сохранность зеленого фонда городских и сельских поселений, а также благоустройство территории. При такой ситуации нет оснований не согласиться с выводами суда о том, что требования по содержанию и охране зеленых насаждений, элементов ландшафтной архитектуры на территориях общего пользования определяются федеральными правилами и стандартами. К примеру, нормами Федерального закона "Об охране окружающей среды" прямо предусмотрено, что на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-эпидемиологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения. Аналогичные нормы содержаться в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170; Правилах создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 15 декабря 1999 N 153; в Нормативно-производственном регламенте содержания зеленых насаждений, утвержденном приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 10 декабря 1999 года N 145.
Таким образом, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, материальный Закон, подлежащий применению, судом понят и истолкован правильно, вследствие чего, судом сделан и правильный вывод о превышении субъектом полномочий в области законодательства об административных правонарушениях, а, следовательно, оснований для отмены решения в кассационном порядке не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Хабаровского краевого суда от 27 мая 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу Законодательной Думы Хабаровского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 сентября 2008 г. N 58-Г08-12
Текст определения официально опубликован не был