Заключение Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 66299-5 "Об охоте", внесенный депутатами Государственной Думы Н.В. Комаровой, В.С. Тимченко, С.И. Сметанюком и другими (всего 57 депутатов).
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Об охоте" (далее - законопроект) разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации и направлен на реализацию статьи 41 Федерального закона "О животном мире", в соответствии с которой отношения в области охоты и охотничьего хозяйства регулируются специальным федеральным законом. Отсутствие специального федерального закона в настоящее время не позволяет создать четкую и стабильную систему законодательства в области охоты и ведения охотничьего хозяйства, в результате чего часто возникают судебные споры и формируется противоречивая судебная практика.
В тоже время, Федеральный закон "О животном мире" в современных условиях не отражает новых тенденций развития законодательства в области природных ресурсов и природопользования и нуждается в существенной переработке. В российском законодательстве в области природных ресурсов произошли значительные изменения, вступили в действие Земельный, Лесной, Водный кодексы Российской Федерации, Федеральный закон "Об особо охраняемых территориях", Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологический ресурсов", Российская Федерация ратифицировала Международную конвенцию ООН по морскому праву, Международную конвенцию "О биологическом разнообразии".
Законопроект "Об охоте", развивая положения Федерального закона "О животном мире", разработан уже с учетом произошедших изменений земельного, лесного, водного и гражданского законодательства и отражает специфику общественных отношений, фактически сложившихся в настоящее время в сфере охоты и ведения охотничьего хозяйства.
Законопроект предусматривает использование охотничьих угодий общего пользования, находящихся в открытом, общедоступном пользовании, на основе публичного сервитута. Предоставление охотничьих угодий для ведения охотничьего хозяйства предусматривается на срок не менее 25 лет на основании договора. При этом законопроект не ограничивает прав собственников земельных участков, предусмотренных гражданским, земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Также важно отметить, что в законопроекте не предусматривается выдача долгосрочной лицензии на право пользования охотничьими животными, что соответствует тенденциям развития природоресурсного законодательства.
Законопроектом предусматривается ряд новелл в области организации охоты. В частности, устанавливается, что каждый гражданин обладает правом доступа к охотничьим ресурсам.
Основным документом, удостоверяющим право на охоту, признается охотничий билет. При этом законопроект устанавливает возможность передачи полномочий по выдаче охотничьих билетов от государства общественным объединениям охотников, которые с момента вступления в силу принятого федерального закона будут уполномочены выдавать охотничьи билеты гражданам после проверки их знаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте и обращению с огнестрельным охотничьим оружием (сдача охотничьего минимума).
В законопроекте важная роль придается правилам охоты, которые призваны детально регулировать порядок осуществления охоты.
Предусматривается принятие федеральных правил охоты и на их основе региональных правил субъектами Российской Федерации.
Впервые на законодательном уровне определено понятие охотничьего хозяйства, а также порядок ведения охотничьего хозяйства.
Принятие законопроекта позволит решить целый ряд задач правового, экологического, экономического и социального характера.
Наряду с этим, к проекту федерального закона имеются следующие замечания.
Как следует из пояснительной записки целью законопроекта является создание правовых основ ведения, охотничьего хозяйства, установление порядка организации охоты, обеспечение реализации прав граждан на доступ к охотничьим ресурсам, сохранение охотничьих ресурсов. Однако, статья I законопроекта не в полном объеме раскрывает названные цели.
Кроме того, вместо определения "охотничьи ресурсы" лучше использовать "ресурсы объектов животного мира, отнесенные к объектам охоты" (статьи 13, 15, 25, 28), поскольку законопроектом определение "охотничьи ресурсы" не раскрывается. К тому же, понятие "ресурсы объектов животного мира" соответствует терминологии Федерального закона "О животном мире".
Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в целях более полной реализации Федерального закона "О животном мире" (как федерального закона общего действия в отношении объектов животного мира) представляется целесообразным в законопроекте отразить и ряд других вопросов, таких как:
установление порядка предоставления объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты (далее - охотничьих животных) и охотничьих угодий в пользование, а также определение государственного органа, предоставляющего их в пользование;
государственное управление в области охоты и охотничьего хозяйства;
полномочия федеральных органов государственной власти в области охоты и ведения охотничьего хозяйства;
полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охоты и ведения охотничьего хозяйства;
экономическое регулирование охоты, учета и мониторинга охотничьих угодий и охотпользователей, полувольного (вольерного) содержания животных, собственности на охотничьих животных, промысловой охоты, трофейной охоты, охотничьего туризма, охотничьего собаководства, участия граждан в охоте и ведении охотничьего хозяйства;
права и обязанности охотников, охотпользователей, ответственных должностных лиц, общественной охотинспекции.
Непосредственно по тексту законопроекта имеются следующие замечания.
Преамбулу законопроекта после слов "государственного регулирования" следует дополнить словами "охоты и охотничьего хозяйства", что соответствует статье 41 Федерального закона "О животном мире".
В статье 8 законопроекта слово "состоянием" необходимо заменить словом "охраной", а слова "охотничьих хозяйств" словами "охотничьего хозяйства". В данной статье целесообразно предусмотреть разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В статье 20 законопроекта необходимо определить орган государственной власти, осуществляющий выделение охотничьих угодий для ведения охотничьего хозяйства.
Комитет считает, что с учетом замечаний законопроект может быть поддержан.
Исходя из изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в I чтении проект федерального закона N 66299-5 "Об охоте".
Председатель Комитета |
Н.В. Комарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.