Заключение комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками от 10 июня 2008 г. N 15/2
на проект федерального закона N 47931-5 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в создании хозяйственного общества на базе Оренбургского газоперерабатывающего завода"
Проект федерального закона N 47931-5 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в создании хозяйственного общества на базе Оренбургского газоперерабатывающего завода" внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.
Настоящее межправительственное Соглашение подписано в городе Уральске 3 октября 2006 года и временно применяется с даты его подписания.
Соглашение заключено с целью углубления взаимовыгодного долгосрочного российско-казахстанского экономического сотрудничества о газовой отрасли, создания благоприятных условий и новых конкурентоспособных перерабатывающих мощностей на базе Оренбургского газоперерабатывающего завода для эффективной переработки углеводородного сырья, добытого открытым акционерным обществом "Газпром" и другими организациями в Российской Федерации и на Карачаганакском месторождении Республики Казахстан.
Согласно положениям статей 1, 2, 8 Соглашения Стороны создают на паритетной основе и при условии заключения долгосрочных, не менее 15 лет, коммерческих контрактов совместное предприятие на базе Оренбургского газоперерабатывающего завода (далее - ГПЗ). Организационно-правовая форма совместного предприятия (далее - СП), порядок и размер уставного капитала согласуются компетентными органами Сторон: от Российской Стороны - Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации; от Казахстанской Стороны - Министерством энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан.
Для реализации в соответствии с настоящим Соглашением деятельности СП Российская и Казахстанская Стороны также определились со своими уполномоченными организациями - соответственно ОАО "Газпром" и АО "Национальная Компания "КазМунайГаз". Деятельность СП осуществляется в соответствии с законодательством Российской федерации и направлена на переработку углеводородного сырья, добытого в Казахстане и в Российской Федерации, реконструкцию и модернизацию существующих и создание новых высокоэффективных перерабатывающих мощностей.
Предусматривается два режима выполнения настоящего Соглашения - до создания и после создания совместного предприятия.
Переработка углеводородного сырья до создания СП осуществляется (статья 3) по прямому договору между товариществом с ограниченной ответственностью "КазРосГаз" и обществом с ограниченной ответственностью "Оренбурггазпром". После создания СП уполномоченные организации определяют (статьи 2, 5 - 7) порядок и условия поставки, в том числе условия встречных поставок, переработанного газа Карачаганакского месторождения на рынок Республики Казахстан, а также его экспорт через единый экспортный канал ОАО "Газпром". Страной происхождения продуктов переработки является Республика Казахстан. Встречные поставки осуществляются в равных объемах и по одинаковой цене. При этом цена газа по встречным поставкам и по договорам купли-продажи не подлежит корректировке для налогообложения и определения таможенной стоимости. Приобретение и переработка газа, работы и услуги по переработке и транспортировке продукции СП для рынка Казахстана не являются предметом государственных закупок, регулируемых законодательством Республики Казахстан.
При выполнении (статьи 9 - 12) настоящего Соглашения Стороны обмениваются необходимой информацией, проводят консультации для разрешения разногласий. При необходимости в него могут быть внесены изменения и дополнения. Соглашение не затрагивает прав и обязательств Сторон по другим международным договорам.
Настоящее Соглашение заключено в развитие Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в газовой отрасли от 28 ноября 2001 года.
Для Российской Стороны реализация Соглашения позволит привлечь ресурсы Карачаганакского месторождения и загрузить мощности Оренбургского ГПЗ в условиях истощения Оренбургского газоконденсатного месторождения.
Модернизация завода в рамках СП повысит эффективность производственных мощностей и процент выхода продуктов переработки, что положительно скажется на рентабельности производства и повлечет увеличение поступлений в доходную часть федерального бюджета.
В свою очередь, Казахстанская Сторона также будет иметь определенную экономическую выгоду. Карачаганакского месторождение было разведано в районе Уральска в конце семидесятых годов прошлого столетия. Углеводороды, добываемые на месторождении, нуждаются в глубокой переработке. Но из-за отсутствия собственных производственных мощностей и ограниченностью транспортных магистралей указанное месторождение не получило должного развития. Участие Казахстана в совместном проекте снимает эту проблему и определяет долгосрочную перспективу по дальнейшей разработке и эксплуатации данного месторождения в интересах Сторон.
Вместе с тем, настоящее Соглашение не лишено недостатков и в его положениях имеются отступления от российского законодательства. Введенный Соглашением режим поставок и встречных поставок газа и продуктов его переработки является отступлением от принципов определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения, определенным российским налоговым законодательством (п. 3 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации). В правовом отношении данное Соглашение требует вывода Оренбургского ГПЗ из имущественного комплекса единой системы газоснабжения России. На практике реализация продукции СП на российском рынке будет осуществляться через уполномоченную организацию ОАО "Газпром". В целом указанные отступления не противоречат статье 15 Федерального закона "О праве международных договоров Российской Федерации". Согласно ее положениям международные договоры, устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом, подлежат ратификации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду статья 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации"
При всех недостатках подписание Соглашения является взаимовыгодным. Оно олицетворяет развитие приграничного сотрудничества и добрососедских отношений России и Казахстана на долгосрочную перспективу. И это особенно важно в условиях возрастания мировых и региональных потребностей в энергоресурсах, когда для большинства государств проблемы энергетической безопасности стали особенно остры.
Согласно представленному Правительством Российской Федерации финансово-экономическому обоснованию реализация Соглашения не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Настоящее Соглашение было рассмотрено в комитетах, комиссиях и депутатских объединениях Государственной Думы.
Назначенные Советом Государственной Думы соисполнителями по подготовке Соглашения к ратификации Комитет Государственной Думы по энергетике и Комитет Государственной Думы по собственности поддерживают его ратификацию. Другие комитеты, комиссии и депутатские объединения Государственной Думы не возразили против их ратификации. Комитет Совета Федерации по делам СНГ и Комитет Совета Федерации по промышленной политике поддерживают концепцию законопроекта о ратификации настоящего Соглашения.
Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы положительное. В заключении отмечаются нарушение сроков (свыше шести месяцев) временного применения Соглашения, а также обращается внимание на структурные изменения федеральных органов власти, в результате которых компетентный орган по координации и наблюдению за выполнением Соглашения с Российской Стороны - Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации преобразовано в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Министерство энергетики Российской Федерации. Комитет разделяет данную озабоченность Правового управления. Комитет полагает обратить внимание Правительства Российской Федерации на недопустимость превышения сроков временного применения международных договоров. Комитет также рекомендует Правительству Российской Федерации воспользоваться положением статьи 8 Соглашения и по дипломатическим каналам уведомить Казахстанскую Сторону об изменении компетентных органов Российской Федерации.
Ратификация настоящего Соглашения отвечает экономическим интересам и потребностям энергетической безопасности России.
В связи с вышеизложенным, Комитет Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками рекомендует Государственной Думе ратифицировать Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в создании хозяйственного общества на базе Оренбургского газоперерабатывающего завода, подписанное в городе Уральске 3 октября 2006 года.
Председатель Комитета |
А.В. Островский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.