Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2004 г. N 581-П04ПР
Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Радченко В.И.,
членов Президиума - Верина В.П., Жуйкова В.М., Каримова М.А., Кузнецова В.В., Попова Г.Н., Свиридова Ю.А., -
рассмотрел уголовное дело по надзорному представлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Звягинцева А.Г. на приговор главного суда ДАССР от 27 декабря 1935 года, по которому
Байматов Н., ...,
осужден по ст. 58-8 УК РСФСР к высшей мере наказания - расстрелу с конфискацией 1/3 части фруктового сада.
Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР от 16 января 1936 года приговор оставлен в силе.
Постановлением Президиума Верховного Суда РСФСР от 14 марта 1936 года расстрел заменен 10 годами лишения свободы.
В надзорном представлении ставится вопрос об изменении состоявшихся в отношении Байматова судебных решений, в частности, о переквалификации его действий со ст. 58-8 УК РСФСР на ст. 136 ч. 1 "а" УК РСФСР, поскольку в деле не содержится доказательств, свидетельствующих о том, что Байматов, совершая убийство, действовал на почве классовой мести с контрреволюционным умыслом.
Кроме того, ставится вопрос об исключении из указанных судебных решений указания об осуждении Байматова за оскорбление представителя власти и оказание ему сопротивления, так как этим действиям не была дана соответствующая юридическая квалификация.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Дорошкова В.В., изложившего обстоятельства уголовного дела, содержание приговора и кассационного определения, мотивы надзорного представления и вынесения постановления о возбуждении надзорного производства, выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г., поддержавшего надзорное представление, Президиум Верховного Суда Российской Федерации установил:
Байматов признан виновным в том, что, будучи идеологически настроенным против мероприятий, проводимых партией и советской властью в области колхозного строительства, систематически уклонялся от выполнения государственных обязательств и заданий по посеву, хлебосдаче и уплате налогов и, тем самым, упорно саботировал государственные поставки хлеба.
18 сентября 1935 года в ходе осмотра его дома с целью принудительного изъятия причитающегося с него хлеба, Байматов, недовольный действиями председателя сельсовета К., на почве политической мести и классовой ненависти неожиданно нанес последнему в правый бок смертельную кинжальную рану, после чего убежал из дома в ... тюрьму. К. же в течение одного часа от полученного ранения скончался.
В надзорном представлении ставится вопрос об изменении состоявшихся в отношении Байматова судебных решений, в частности, о переквалификации его действий со ст. 58-8 УК РСФСР на ст. 136 ч. 1 "а" УК РСФСР, поскольку в деле не содержится доказательств, свидетельствующих о том, что Байматов, совершая убийство, действовал на почве классовой мести с контрреволюционным умыслом.
Кроме того, ставится вопрос об исключении из судебных решений указания об осуждении Байматова за оскорбление представителя власти и оказание ему сопротивления, так как этим действиям не была дана соответствующая юридическая квалификация.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации находит надзорное представление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Виновность Байматова в совершении убийства председателя сельского совета К. подтверждается, помимо личных показаний осужденного, показаниями потерпевшего К., свидетелей Г., Ч. и других лиц, актом осмотра места происшествия, актом освидетельствования и иными имеющимися в деле доказательствами.
Однако в деле нет доказательств, свидетельствующих о том, что Байматов, совершая убийство, действовал на почве классовой мести с контрреволюционным умыслом.
В связи с этим действия Байматова надлежит квалифицировать по ст. 136 ч. 1 п. "а" УК РСФСР, предусматривающей ответственность за умышленное убийство, совершенное из низменных побуждений (мести).
Необходимо также исключить из указанных выше судебных решений указание об осуждении Байматова за оскорбление представителя власти и оказание ему сопротивления, так как этим действиям не дана юридическая квалификация.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 408 УПК РФ, Президиум Верховного Суда Российской Федерации постановил:
1. Надзорное представление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Звягинцева А.Г. удовлетворить.
2. Приговор главного суда ДАССР от 27 декабря 1935 года, определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР от 16 января 1936 года и постановление Президиума Верховного Суда РСФСР от 14 марта 1936 года в отношении Байматова Н. изменить, переквалифицировать его действия со ст. 58-8 УК РСФСР на ст. 136 ч. 1 п. "а" УК РСФСР, по которой назначить 10 лет лишения свободы.
Исключить из судебных решений указание об осуждении Байматова за оскорбление представителя власти и оказание ему сопротивления.
В остальной части судебные решения оставить без изменения.
Председательствующий |
Радченко В.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2004 г. N 581-П04ПР
Текст постановления официально опубликован не был