Замечания и предложения Комитета Совета Федерации по промышленной политике Федерального Собрания Российской Федерации от 21 мая 2008 г. N 3.20-09/285
по проекту федерального закона N 47931-5 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в создании хозяйственного общества на базе Оренбургского газоперерабатывающего завода"
Комитет Совета Федерации по промышленной политике на заседании 21 мая 2008 г. рассмотрел проект федерального закона N 47931-5 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в создании хозяйственного общества на базе Оренбургского газоперерабатывающего завода", внесенный Правительством Российской Федерации.
Данное Соглашение, направленное на развитие взаимовыгодных экономических связей между Россией и Казахстаном в газовой отрасли, было подписано в г. Уральске 3 октября 2006 г. Это двухстороннее Соглашение в значительной мере основывается на Соглашении между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в газовой отрасли (Москва, 28 ноября 2001 г.), статья 4 которого устанавливает, что Россия и Казахстан развивают сотрудничество в вопросах транспортировки и переработки казахстанского газа на газоперерабатывающих заводах Российской Федерации и сбыта товарного газа, выработанного из ресурсов казахстанского газа, на рынки Республики Казахстан.
Кроме того, в Совместной Декларации Президента Российской Федерации и Президента Республики Казахстан о развитии долгосрочного сотрудничества в области переработки и реализации газа Карачаганакского месторождения (Санкт-Петербург, 17 июля 2006 г.) поддерживалось намерение правительств двух государств и их хозяйствующих субъектов создать на базе Оренбургского газоперерабатывающего завода на взаимовыгодных условиях совместное предприятие по переработке газа Карачаганакского месторождения 8 объеме не менее 15 млрд.куб.м в год.
Таким образом, имеющиеся международные договоренности и нацеленность государств на развитие сотрудничества в газовой сфере дают все основания для ратификации Соглашения.
При расчетах экономической целесообразности реализации данного Соглашения следует обратить внимание на следующие обстоятельства.
Статья 2 Соглашения устанавливает, что совместное предприятие создается при условии заключения долгосрочных (не менее 15 лет) коммерческих контрактов, предусматривающих закупку и переработку на мощностях совместного предприятия сырого газа, добытого на Карачаганакском месторождении*, в объеме не менее 15 млрд. куб.м в год, реализацию переработанного газа Карачаганакского месторождения на рынке Республики Казахстан и его экспорт через единый экспортный канал ОАО "Газпром". При этом в статье 6 установлено, что переработанный совместным предприятием газ Карачаганакского месторождения поставляется на рынок Республики Казахстан на приоритетной основе. По оценкам Правительства России такие условия позволят увеличить загрузку мощностей Оренбургского газоперерабатывающего завода на 38%, хотя для этого потребуется модернизация завода.**
В пояснительной записке указывается, что чистый приведенный доход, получаемый ОАО "Газпром" в результате создания СП, значительно превысит чистый приведенный доход работы Оренбургского ГПЗ без создания СП. Однако стоило более четко прописать, что чистые приведенные доходы рассчитывались с учетом 50%-го снижения доли собственности Газпрома в Оренбургском газоперерабатывающем заводе, а также расходов на модернизацию и выручки от продажи половины пакета акций предприятия.***
Статья 6 Соглашения предусматривает, что цена газа по встречным поставкам, в том числе по договорам купли-продажи, не подлежит корректировке для целей налогообложения и определения таможенной стоимости. Указанная норма не соответствует пункту 3 статьи 40 Налоговой кодекса Российской Федерации, устанавливающей условия доначисления налога при отклонении цены реализации более чем на 20%. Такие условия должны действовать только для встречных поставок газа в Казахстан, поскольку в противном случае могут возникнуть условия для уклонения от налогов.
В соответствии со статьями 6 и 14 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" система газоснабжения представляет собой неделимый имущественный производственный комплекс, включающий в частности и Оренбургский ГПЗ. Данное соглашение требует вывода Оренбургского ГПЗ из единой системы газоснабжения России.
Отсутствие условий расторжения Соглашения также создает дополнительные риски.
Тем не менее Оренбургский ГПЗ фактически перерабатывает сырой газ с Карачаганакского месторождения с 2002 г., поэтому создание совместного предприятия позволит закрепить двухстороннее сотрудничество на долгосрочную перспективу и модернизировать предприятие.
С учетом вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по промышленной политике считает возможным поддержать проект федерального закона N 47931-5 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в создании хозяйственного общества на базе Оренбургского газоперерабатывающего завода".
Председатель Комитета |
В.Г. Завадников |
______________________________
* Карачаганакское месторождение является одним из крупнейших в мире. Запасы нефти составляют 1,2 млрд.тонн, а газа - 1,35 трлн.куб.м.
** По имеющимся в СМИ данным, модернизация потребует инвестиций в сумме 250 млн.долларов с каждого государства. При этом за получение 50%-ной доли в совместном предприятии Казахстан заплатит 350 млн.долларов. В пояснительной записке отсутствует информация о сумме сделки, а так же способе оценки стоимости газоперерабатывающего завода.
*** При наличии в Оренбурге газоперерабатывающих мощностей в 37,5 млрд.куб.м в год загрузка собственным сырьем составляет около 17 млрд.куб.м. По нашим оценкам, соотношение финансовой эффективности двух альтернатив (российский завод или совместное предприятие) во многом обуславливается соотношением объемов переработки российского и казахского газа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.