Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 марта 2005 г. N 59-Г05-4
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Г.В. Манохиной,
судей В.Н. Пирожкова, В.П. Меркулова
рассмотрела в судебном заседании от 25 марта 2005 г. дело по кассационным жалобам Избирательной комиссии Амурской области, Избирательного блока "Мы - За развитие Амурской области" на решение Амурского областного суда от 20 марта 2005 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пирожкова В.Н., объяснения представителя Избирательного блока "Мы - За развитие Амурской области" Алешина Н.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Амурского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" Кулакова И.Н., возражавшего против кассационных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гермашевой М.М., полагавшей оставить решение без изменения, Судебная коллегия, установила:
постановлениями Избирательной комиссии Амурской области от 24 января 2005 г. зарегистрирован избирательный блок по выборам депутатов Амурского областного Совета народных депутатов "Мы - За развитие Амурской области", созданный региональными отделениями политических партий "Яблоко" и "Российская партия Жизни" и от 21 февраля 2005 г. зарегистрирован единый список кандидатов в депутаты, выдвинутый данным избирательным блоком.
Амурское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" обратилось в суд с заявлением об отмене указанных постановлений избирательной комиссии области в виду нарушений избирательного законодательства, которые выразились в том, что в наименовании избирательного блока "Мы - За развитие Амурской области" использовано наименование общественного объединения "За развитие Амурской области", зарегистрированного на этом же уровне и не вошедшего в данный блок, а также в том, что решения региональных отделений партий о вхождении в избирательный блок приняты без предварительного согласия с соответствующими вышестоящими структурами указанных политических партий.
Решением Амурского областного суда от 20 марта 2005 г. заявление удовлетворено, постановления Избирательной комиссии Амурской области от 24 января и 21 февраля 2005 г. о регистрации избирательного блока "Мы - За развитие Амурской области" и списка кандидатов от этого блока отменены.
В кассационных жалобах, не соглашаясь с решением, Избирательная комиссия Амурской области и Избирательный блок "Мы - За развитие Амурской области" просят отменить решение и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
Судебная коллегия, проверив материалы дела и обсудив доводы кассационных жалоб, полагает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя заявление, суд пришел к выводу о том, что в нарушение закона избирательная комиссия области зарегистрировала Избирательный блок "Мы - За развитие Амурской области", в наименовании которого использовано словосочетание общественного объединения "За развитие Амурской области", зарегистрированного на этом же уровне и не вошедшего в данный блок. По мнению суда, присвоение избирательному блоку наименования "Мы - За развитие Амурской области" вводит в заблуждение избирателей и нарушает как их избирательные права, так и права заявителя.
Однако с таким выводом суда согласиться нельзя, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.
Пунктом 11 ст. 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" действительно предусмотрен запрет на использование в наименовании избирательного блока наименования общественного объединения, зарегистрированного на этом или более высоком уровне и не вошедшего в данный избирательный блок.
Однако, из содержания данной нормы следует, что избирательному блоку запрещено дублировать наименование общественного объединения. Как видно из материалов дела, наименование избирательного блока "Мы - За развитие Амурской области" не дублирует наименование общественного объединения "За развитие Амурской области".
Кроме того, отмена регистрации избирательного блока и списка кандидатов этого блока является одним из установленных законом видов ответственности за нарушение избирательного законодательства, которая может наступать лишь при условии совершения виновных действий избирательным блоком.
Таких обстоятельств по делу не установлено и суду доказательств в подтверждение виновных действий избирательного блока не представлено.
Из дела усматривается, что о существовании общественного объединения "За развитие Амурской области" заявителю стало известно только из газетной публикации, указанное общественное объединение ничем себя не зарекомендовало в Амурской области.
Таким образом, доводы заявителя и выводы суда о том, что присвоение избирательному блоку наименования "Мы - За развитие Амурской области" вводит в заблуждение избирателей и нарушает их и заявителя права, препятствуя кандидатам, выдвинутым в составе списка Амурским отделением политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" в реализации права быть избранными на предстоящих выборах депутатов Амурского областного Совета народных депутатов, ни на чем не основаны.
Не представлено заявителем доказательств и того, что в результате присвоения избирательным блоком наименования "Мы - За развитие Амурской области" нарушаются избирательные права регионального отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации".
Поскольку судом неправильно применены нормы материального права, решение в силу ст. 362 ГПК РФ не может быть признано законным и подлежит отмене.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств. Поэтому, судебная коллегия, не передавая дело на новое рассмотрение, считает возможным принять новое решение, которым отказать в удовлетворении заявления Амурского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" о признании незаконными постановлений избирательной комиссии Амурской области от 24 января и 21 февраля 2005 г. "О регистрации избирательного блока по выборам депутатов Амурского областного Совета народных депутатов "Мы - За развитие Амурской области" и "О регистрации единого списка кандидатов в депутаты Амурского областного Совета народных депутатов, выдвинутого избирательным блоком "Мы - За развитие Амурской области".
Что касается доводов заявителя о том, что решения региональных отделений партий о вхождении в избирательный блок приняты без предварительного согласования с соответствующими вышестоящими структурами указанных партий, то они не нашли подтверждения в судебном заседании. В суд были представлены постановления Президиумов Общенационального Совета политической партии "Российская партия Жизни" от 11 января 2005 г. и Бюро Российской демократической партии "Яблоко" от 17 января 2005 г. о даче согласия Амурским региональным отделениям партий на создание избирательного блока.
В связи с этим, в этой части суд правильно отклонил заявленные требования.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Амурского областного суда от 20 марта 2005 г. отменить и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении заявления Амурского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" о признании незаконными постановлений Избирательной комиссии Амурской области от 24 января и 21 февраля 2005 г. "О регистрации избирательного блока по выборам депутатов Амурского областного Совета народных депутатов "Мы - За развитие Амурской области" и "О регистрации единого списка кандидатов в депутаты Амурского областного Совета народных депутатов, выдвинутого избирательным блоком "Мы - За развитие Амурской области".
Председательствующий |
Г.В. Манохина |
Судьи |
В.Н. Пирожков |
|
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 марта 2005 г. N 59-Г05-4
Текст определения официально опубликован не был