Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 августа 2007 г. N 59-Г07-11
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Б. Хаменкова,
судей В.П. Меркулова и Г.В. Макарова
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Амурской области о признании недействующими ряда норм Закона Амурской области "Об областном бюджете на 2007 год"
по кассационной жалобе Амурского областного Совета Народных Депутатов и Администрации Амурской области на решение Амурского областного суда от 8 мая 2007 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Селяниной Н.Я. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор Амурской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими п. 2 ч. 1 ст. 29, приложений N 7, 18-42 Закона Амурской области "Об областном бюджете на 2007 год", ссылаясь на следующие обстоятельства.
Нормами п. 2 ч. 1 ст. 29 закона области "Об областном бюджете на 2007 год" установлены размеры субвенций, выделяемых в 2007 году из областного фонда компенсаций за счет средств областного бюджета на исполнение государственных полномочий Амурской области по:
а) реализации Закона Амурской области "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" - в сумме 15118 тыс. рублей согласно приложению N 18 к настоящему Закону;
б) реализации Закона Амурской области "О наделении органов местного самоуправления Амурской области государственными полномочиями в сфере охраны труда" - в сумме 9809 тыс. рублей согласно приложению N 19 к настоящему Закону;
в) реализации Закона Амурской области "Об административных комиссиях в Амурской области" - в сумме 13792 тыс. рублей согласно приложению N 20 к настоящему Закону;
г) реализации Закона Амурской области "О ежемесячном пособии на ребенка в Амурской области" в части выплат государственных пособий гражданам, имеющим детей, - в сумме 231544 тыс. рублей согласно приложению N 21 к настоящему Закону;
д) реализации Закона Амурской области "О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в части предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий - в сумме 50856 тыс. рублей согласно приложению N 22 к настоящему Закону;
е) реализации Закона Амурской области "О пожарной безопасности" в части организации тушения пожаров (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей) - в сумме 502882 тыс. рублей согласно приложению N 23 к настоящему Закону;
ж) реализации Закона Амурской области "О предоставлении субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов для выплаты гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" в части выплат гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и обеспечения их предоставления - в сумме 879233 тыс. рублей согласно приложению N 24 к настоящему Закону;
з) реализации Закона Амурской области "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" в разрезе категорий льготников - в сумме 1130329 тыс. рублей согласно приложению N 25 к настоящему Закону;
и) реализации Закона Амурской области "Об адресной социальной помощи" - в сумме 44430 тыс. рублей согласно приложению N 26 к настоящему Закону;
к) реализации Закона Амурской области "О социальном пособии на погребение и расходах, возмещаемых специализированным службам по вопросам похоронного дела" - в сумме 10171 тыс. рублей согласно приложению N 27 к настоящему Закону;
л) реализации Закона Амурской области "О финансовом обеспечении государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего образования в общеобразовательных учреждениях" - в сумме 2542006 тыс. рублей согласно приложению N 28 к настоящему Закону;
м) реализации Закона Амурской области "О выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), в Амурской области" - в сумме 188771 тыс. рублей согласно приложению N 29 к настоящему Закону;
н) реализации Закона Амурской области "Об оплате труда приемных родителей" - в сумме 11953 тыс. рублей согласно приложению N 30 к настоящему Закону;
о) реализации Закона Амурской области "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" - в сумме 101677 тыс. рублей согласно приложению N 31 к настоящему Закону;
п) реализации Закона Амурской области "О воспитании и обучении детей-инвалидов в Амурской области" - в сумме 3893 тыс. рублей согласно приложению N 32 к настоящему Закону;
р) реализации Закона Амурской области "О порядке, размере и условиях выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений Амурской области" - в сумме 86461 тыс. рублей согласно приложению N 33 к настоящему Закону;
с) реализации Закона Амурской области "О ежемесячном пособии лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Амурской областью" - в сумме 4075 тыс. рублей согласно приложению N 34 к настоящему Закону;
т) реализации Закона Амурской области "О ежемесячном пособии гражданам, ставшим инвалидами в результате увечья, заболевания, полученных при прохождении военной службы по призыву, и пострадавшим в результате боевых действий на территориях Чеченской Республики и бывших республик СССР" - в сумме 124 тыс. рублей согласно приложению N 35 к настоящему Закону;
у) реализации Закона Амурской области "О ежемесячном пособии семьям граждан, проходивших военную службу по призыву и погибших, умерших в результате увечья, заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы" - в сумме 149 тыс. рублей согласно приложению N 36 к настоящему Закону;
ф) реализации Закона Амурской области "О ежемесячном пособии инвалидам I и II групп; вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы по призыву" - в сумме 342 тыс. рублей согласно приложению N 37 к настоящему Закону;
х) реализации Закона Амурской области "О ежемесячном пособии лицам, имеющим; особые заслуги перед Амурской областью в сфере сельскохозяйственного производства" в сумме 198 тыс. рублей согласно приложению N 38 к настоящему Закону;
ц) реализации Закона Амурской области "О ежемесячном пособии родителям военнослужащих, погибших при прохождении военной службы по призыву, и родителям граждан, проходивших военные сборы" - в сумме 4297 тыс. рублей согласно приложению N 39 к настоящему Закону;
ч) реализации Закона Амурской области "О ежемесячном пособии лицам, имеющим особые заслуги перед Амурской областью в сфере культуры и искусства" - в сумме 544 тыс. рублей согласно приложению N 40 к настоящему Закону;
ш) реализации Закона Амурской области "Об обслуживании отдельных категорий граждан социальными службами Амурской области" - в сумме 254667 тыс. рублей согласно приложению N 41 к настоящему Закону;
щ) реализации Закона Амурской области "О порядке, размерах и условиях денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи" - в сумме 83525 тыс. рублей согласно приложению N 42 к настоящему Закону.
Порядок предоставления и использования субвенций, передаваемых из областного бюджета на исполнение государственных полномочий, указанных в пункте 2 части 1 настоящей статьи, определяется губернатором области.
В соответствии со ст.ст. 1-14 Закона области "О внесении изменений в некоторые законодательные акты области, регулирующие сроки наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями" органам местного самоуправления на неограниченный срок переданы полномочия по реализации законов области "О ежемесячном пособии лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Амурской областью", "О ежемесячном пособии гражданам, ставшим инвалидами в результате увечья, заболевания, полученных при прохождении военной службы по призыву, и пострадавшим в результате боевых действий на территориях Чеченской Республики и бывших республик СССР", "О ежемесячном пособии семьям граждан, проходивших военную службу по призыву и погибших, умерших в результате увечья, заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы", "О ежемесячном пособии инвалидам I и II групп вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы по призыву", "О ежемесячном пособии лицам, имеющим особые заслуги перед Амурской областью в сфере сельскохозяйственного производства", "О ежемесячном пособии родителям военнослужащих, погибших при прохождении военной службы по призыву, и родителям граждан, проходивших военные сборы", "Об обслуживании отдельных категорий граждан социальными службами Амурской области", "О ежемесячном пособии на ребенка в Амурской области", "Об адресной социальной помощи", "О мерах социальной поддержки многодетных семей", "О социальном пособии на погребение и расходах, возмещаемых специализированным службам по вопросам похоронного дела", "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "О выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), в Амурской области", "Об оплате труда приемных родителей".
Согласно ст. 15 указанного закона области полномочия по реализации закона области "О порядке, размере и условиях выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений Амурской области" переданы до 31 декабря 2007 года.
В соответствии со ст. 27 закона области "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями по реализации закона области "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав".
Согласно ст. 1 закона области "О наделении органов местного самоуправления Амурской области государственными полномочиями в сфере охраны труда" органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в сфере охраны труда на неограниченный срок.
В соответствии со ст. 8 закона области "Об административных комиссиях в Амурской области" органы местного самоуправления наделяются отдельными полномочиями по реализации указанного закона области на неограниченный срок.
Согласно ст. 1 закона области "О внесении изменений в закон Амурской области "О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий по 31 декабря 2007 года.
В соответствии со ст. 9 закона области "О пожарной безопасности" органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по организации тушения пожаров по 31 декабря 2007 года.
В соответствии со ст. 4 закона области "О воспитании и обучении детей-инвалидов в Амурской области" органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению воспитания и обучения детей-инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях по 31 декабря 2007 года.
В соответствии со ст. 5 закона области "О ежемесячном пособии лицам, имеющим особые заслуги перед Амурской областью в сфере культуры и искусства" органы государственной власти области передают органам местного самоуправления на неограниченный срок государственные полномочия по выплате пособия, установленного статьями 1 и 2 настоящего Закона.
В соответствии со ст. 1 закона области "О внесении изменений в закон Амурской области "О порядке, размере и условиях денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи" органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по осуществлению денежных выплат медицинским работникам по 31 декабря 2007 года.
Вместе с тем, закон области "Об областном бюджете на 2007 год" не предусматривает положения о введении в действие названных законов области о передаче органам местного самоуправления указанных государственных полномочий Амурской области.
Согласно п. 7 ст. 19 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год.
Таким образом, определение финансирования п. 2 ч. 1 ст. 29 закона области "Об областном бюджете на 2007 год" осуществления органами местного самоуправления указанных государственных полномочий Амурской области установлено в нарушение федерального законодательства.
Губернатор области также в нарушение федерального законодательства наделен полномочиями определения порядка предоставления и использования субвенций, передаваемых из областного бюджета на исполнение указанных государственных, полномочий.
В соответствии со ст. 10 закона области "О внесении изменений в некоторые законодательные акты области, регулирующие сроки наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренных законом области "О мерах социальной поддержки многодетных семей" с 1 января 2005 года на неограниченный срок.
В соответствии с Приложением N 7 к закону Амурской области "Об областном бюджете на 2007 год" "Ведомственная классификация расходов областного бюджете на 2007 год" в областном фонде компенсаций учтены средства на оказание мер социальной поддержки многодетным семьям в сумме 93 043 тыс. рублей. Вместе с тем, ст. 29 закона области "Об областном бюджете на 2007 год", устанавливающая исчерпывающий перечень законов области, подлежащих финансированию за счет средств областного фонда компенсаций, не предусматривает финансирование исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий по исполнению закона области "О мерах социальной поддержки многодетных семей".
Согласно информации Финансового департамента администрации Амурской области средства на исполнение органами местного самоуправления закона области "О мерах социальной поддержки многодетных семей" учтены в ст. 29 закона области "Об областном бюджете на 2007 год" по финансированию закона области "О социальной поддержке граждан отдельных категорий". Вместе с тем, законы области "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" и "О мерах социальной поддержки многодетных семей" предусматривают различные гарантии и льготы многодетным семьям.
Согласно ст. 140 БК РФ распределение субвенций из регионального фонда компенсаций утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год по каждому муниципальному образованию и виду субвенции. В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2006 года N 89-О, Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 года N 11-П законодатель должен ясно, определенно, недвусмысленно и четко устанавливать правовые нормы.
Отсутствие в ст. 29 закона области "Об областном бюджете на 2007 год" положений, предусматривающих выделение средств органам местного самоуправления из областного фонда компенсаций на реализацию закона области "О мерах социальной поддержки многодетных семей" создает условия нарушения прав органов местного самоуправления на получение финансирования полномочий по указанному закону области.
В Приложении N 7 к закону Амурской области "Об областном бюджете на 2007 год" "Ведомственная классификация расходов областного бюджете на 2007 год" учтены также иные субвенции, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 29 оспариваемого закона области, в связи, с чем указанное Приложение противоречит требованиям федерального законодательства.
Положения ст. 29 закона области "Об областном бюджете на 2007 год" предусматривают финансирование из областного фонда компенсаций исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий Амурской области по реализации в том числе законов области "О предоставлении субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов для выплаты гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", "О финансовом обеспечении государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего образования в общеобразовательных учреждениях".
В соответствии со ст. 140 БК РФ региональный фонд компенсаций образуется в составе бюджета субъекта Российской Федерации в целях финансового обеспечения исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Амурским областным Советом народных депутатов не приняты законы о передаче органам местного самоуправления полномочий по исполнению названных законов области. Законы области "О предоставлении субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов для выплаты гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", "О финансовом обеспечении государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего образования в общеобразовательных учреждениях" предусматривают лишь передачу органам местного самоуправления субвенций на исполнение государственных полномочий Амурской области, в связи с чем финансирование исполнения указанных законов области (государственных полномочий Амурской области), не может осуществляться за счет средств областного фонда компенсаций.
Кроме того, прокурор заявил требования о признании недействующим пп. 1 ст. 35 Закона Амурской области "Об областном бюджете на 2007 год".
В соответствии с пп. 1 ст. 35 оспариваемого закона администрация области вправе в соответствии с порядками, установленными Правительством Российской Федерации, производить распределение бюджетам муниципальных районов, городских округов и (или) сельских (городских) поселений межбюджетных трансфертов, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2007 год", в виде субсидии на предоставление субсидий молодым семьям для приобретения жилья.
Между тем, согласно п. 26 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 N 285) распределение субсидий, выделяемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, между муниципальными образованиями, участвующими в реализации подпрограммы, осуществляется по методике, утверждаемой законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Администрация области не имеет полномочий производить распределение бюджетам муниципальных районов, городских округов и (или) сельских (городских) поселений межбюджетных трансфертов, предусмотренных ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год", в виде субсидии на предоставление субсидий молодым семьям для приобретения жилья.
Решением Амурского областного суда от 8 мая 2007 года постановлено: признать недействующими п. 2 ч. 1 ст. 29; пп. 1 ст. 35, приложения N 7, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42 Закона Амурской области от 13 декабря 2006 года N 263-ОЗ "Об областном бюджете на 2007 год" с момента вступления в силу решения суда по настоящему делу.
В кассационных жалобах ставится вопрос об отмене решения ввиду того, что суд неправильно применил материальный закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права, дал неправильную оценку доводам заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со ст. 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.
Нормами п. 2 ст. 19 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Согласно п. 7 статьи 19 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.
При таких обстоятельствах является правильным вывод суда о том, что субвенции в силу ст. 2 БК РФ носят исключительно целевой характер, а потому возникновению расходных обязательств в виде выполнения отдельных государственных полномочий и передаче субвенций на их выполнение должна предшествовать процедура наделения органов местного самоуправления такими полномочиями. В случае, если закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусматривает предоставление органам местного самоуправления субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий, им должны вводиться в действие и законы, предусматривающие наделение органов местного самоуправления такими полномочиями.
Анализ норм Закона Амурской области "Об областном бюджете на 2007 год" в учетом положений вышеназванного федерального законодательства свидетельствует о том, что оспариваемые нормы не предусматривают положения о введении в действие законов области о передаче органам местного самоуправления государственных полномочий Амурской области, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 29 оспариваемого закона.
Таким образом, суд обоснованно признал нормы п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона Амурской области "Об областном бюджете на 2007 год", а также приложения N 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42 Закона Амурской области "Об областном бюджете на 2007 год недействующими ввиду их не соответствия вышеназванным положениям федерального законодательства.
Согласно Приложению N 7 к Закону Амурской области "Об областном бюджете на 2007 год" "Ведомственная классификация расходов областного бюджете на 2007 год" в областном фонде компенсаций учтены средства на оказание мер социальной поддержки многодетным семьям в сумме 93 043 тыс. рублей. Однако нормами ст. 29 закона области, которыми установлен исчерпывающий перечень законов области, подлежащих финансированию за счет средств областного фонда компенсаций, не предусмотрено финансирование исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий по исполнению закона области "О мерах социальной поддержки многодетных семей".
При таких обстоятельствах является правильным вывод суда о том, что приложение N 7 к Закону Амурской области "Об областном бюджете на 2007 год" учитывающее субвенции, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 29 данного закона также противоречит федеральному законодательству.
Согласно п. 16 ч. 1 ст. 47 ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" в составе раздела "Межбюджетные трансферты" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации утверждены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление субсидий молодым семьям для приобретения жилья, предоставляемые в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года N 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям субсидии на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, согласно абз. 2 п. 26 которых распределение субсидий, выделяемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, между муниципальными образованиями, участвующими в реализации подпрограммы, осуществляется по методике, утверждаемой законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что пп. 1 ст. 35 Закона Амурской области "Об областном бюджете на 2007 год" противоречит федеральному законодательству, в силу которого администрация области не имеет полномочий производить распределение бюджетам муниципальных районов, городских округов и (или) сельских (городских) поселений межбюджетных трансфертов, предусмотренных ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год", в виде субсидии на предоставление субсидий молодым семьям для приобретения жилья.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационных жалобах, Судебная коллегия не усматривает.
Суд проанализировал нормы правовых актов, на которые ссылается прокурор в обоснование своих требований, правильно сопоставил предмет регулирования, сферу действия оспариваемого акта и федерального законодательства.
Положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями должны вводится в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год, если законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий. Отсутствие указания о введении в действие соответствующего закона является в силу п. 7 ст. 19 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" основанием для признания оспариваемых норм недействующими.
Доводы о том, что в силу ч. 6 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", передавая субвенции органам местного самоуправления на реализацию законов области об общеобразовательных программах, а также на оплату жилья и коммунальных услуг, орган государственной власти субъекта выполняет обязанность, возложенную на него федеральным законом, не опровергают выводов суда.
Согласно ст. 135 БК РФ межбюджетные трансферты предоставляются из бюджетов субъектов РФ в форме субвенций местным бюджетам из региональных фондов компенсаций в соответствии со ст. 140 БК РФ и иных безвозвратных и безвозмездных перечислений.
В соответствии со ст. 140 БК РФ региональный фонд компенсаций образуется в составе бюджета субъекта Российской Федерации в целях финансового обеспечения исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Положения ст. 29 закона области "Об областном бюджете на 2007 год" предусматривают финансирование из областного фонда компенсаций исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий Амурской области по реализации, в том числе законов области О предоставлении субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов для выплаты гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", "О финансовом обеспечении государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего образования в общеобразовательных учреждениях".
Однако финансирование исполнения указанных законов области (государственных полномочий Амурской области) в вышеназванной форме, как указано выше, не может осуществляться за счет средств областного фонда компенсаций для финансового обеспечения исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Региональный фонд компенсаций имеет исключительно целевую направленность, и, в соответствии со ст. 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, образуется в целях финансового обеспечения исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Таким образом, предоставление из него субвенций на финансирование расходов на соответствующие выплаты может быть передано органам местного самоуправления.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Распределение субсидий на приобретение жилья должно осуществляться в едином порядке, установленном законом субъекта. Администрация области не имеет полномочий производить распределение бюджетам муниципальных районов, городских округов и (или) сельских (городских) поселений межбюджетных трансфертов, предусмотренных ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" в виде субсидии на предоставление субсидий молодым семьям для приобретения жилья.
Необоснованность иных доводов, изложенных в кассационных жалобах, отражена в судебном решении с изложением соответствующих выводов, которые Судебная коллегия считает правильными.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Амурского областного суда от 8 мая 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Амурского областного Совета Народных Депутатов и Администрации Амурской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Б. Хаменков |
Судьи |
В.П. Меркулов |
|
Г.В. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 августа 2007 г. N 59-Г07-11
Текст определения официально опубликован не был