Решение Верховного Суда РФ от 21 января 2009 г. N ВКПИ08-100
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации генерал-майора юстиции Соловьева А.И.,
при секретаре капитане юстиции Матете А.И.,
с участием представителя Правительства Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации начальника 1 направления 2 управления Главного правового управления Министерства обороны РФ полковника юстиции Виноградова В.В., представителя Министра обороны РФ заместителя начальника отдела государственных жилищных сертификатов ФГУ "Росвоенжилье" Лысенко И.В., представителя Министерства юстиции Российской Федерации специалиста первого разряда отдела государственной регистрации нормативных правовых актов в финансовой и экономической сферах Департамента законопроектной деятельности и регистрации ведомственных нормативных актов Мартыновой Т.В. и старшего военного прокурора управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Багателия В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Садыкова Р.А. о признании частично недействующими абзаца 5 пункта 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" (далее Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" и абзацев 1, 3 пункта 4 "Порядка формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации граждан-получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов", утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 июня 2006 года N 215 и зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 17 июля 2006 года под N 8102, установила:
Садыков обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующими абзаца 5 пункта 24 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 и абзацев 1, 3 пункта 4 "Порядка формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации граждан-получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов", утвержденного приказом Министра обороны РФ от 10.06.2006 года N 215.
По мнению заявителя, формирование списка на получение государственного жилищного сертификата согласно даты постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), как это предписывается в абзаце 5 пункта указанного постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, а не с даты написания заявления, создает препятствие к реализации его права на получение жилья, закрепленного ст. 40 Конституции РФ.
При написании им рапорта 27 апреля 2004 года на улучшение жилищных условий, очередь на получение ГЖС формировалась от даты написания рапорта, поскольку участие в подпрограмме на получение ГЖС является добровольным.
Однако после выхода в свет постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" и издания на его основе приказа Министра обороны РФ от 10 июня 2006 года N 215 "Об утверждении Порядка формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных Сил РФ граждан-получателей государственных жилищных сертификатов", его номер в очереди был необоснованно передвинут в сторону ухудшения, поскольку требовалось ежегодное написание рапорта, а он этого не делал. Указанный приказ, как считает заявитель, не дает четкого обоснования необходимости подачи ежегодных заявлений. Командование во исполнение приказа не включало его в 2006-2007 годы в списки на получение ГЖС, так как он рапортов не писал. Садыков также полагает, что оспариваемые им нормы постановления Правительства РФ и приказа Министра обороны РФ обратной силы не имеют, а поэтому военнослужащие, которые написали рапорта на получение ГЖС до принятия этих норм и не реализовавшие свое право, должны числиться в списках впереди тех, кто написал рапорта после принятия этих норм. Рапорт на получение ГЖС, как считает заявитель, должен подаваться один раз, без ежегодного подтверждения.
В возражениях на заявление представители Правительства РФ, Министра обороны РФ и Министерства юстиции РФ, полагая, что указанные в заявлении Садыкова Р.А. постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 и приказ Министра обороны РФ от 10 июня 2006 года N 215 в части порядка формирования списка на получение ГЖС гражданами, состоящими в них до принятия названных нормативных актов, не противоречат действующему законодательству, просили суд в удовлетворении требований заявителя отказать.
В связи с ходатайством заявителя гражданское дело, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, рассмотрено в отсутствие Садыкова Р.А.
Представитель Правительства РФ и Министра обороны РФ Виноградов В.В., возражая против удовлетворения требований Садыкова Р.А., в суде заявил, что производство по делу в части оспаривания абзаца пятого пункта 24 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" подлежит прекращению, поскольку законность этой нормы проверена вступившим в законную силу решением Верховного Суда РФ от 22 августа 2007 года N ГКПИ07-433 по делу Пичурина И.К. и она признана соответствующей закону.
Он же пояснил, что Министр обороны РФ во исполнение постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, издал приказ N 215, которым утвердил Порядок формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации граждан-получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов. При этом текст абзацев 1 и 3 пункта 4 Порядка практически идентичен тексту абзацев 2 и 5 пункта 24 указанного постановления Правительства РФ, что само по себе исключает какую-либо противоречивость в вопросе порядка формирования списков претендентов на получение жилищных сертификатов.
Представитель Министра обороны РФ Лысенко И.В., также возражая против удовлетворения требований Садыкова Р.А., в суде заявил, что Правительство РФ, принимая постановление от 21 марта 2006 года N 153, строго руководствовалось предоставленными ему полномочиями и законами. Это обстоятельство подтвердил своим решением от 22 августа 2007 года Верховный Суд Российской Федерации при рассмотрении заявления гражданина Пичурина И.К., оспаривавшего законность ряда правовых норм, в том числе и абзаца 5 пункта 24 Правил, утвержденных этим постановлением Правительства. Как пояснил Лысенко И.В., анализ требований заявителя показывает, что все они не имеют под собой какой-либо достаточной правовой аргументации. Формирование списков претендентов на получение ГЖС ранее регламентировалось Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 7 октября 2004 года N 522. Они практически были аналогичны тем, которые сейчас утверждены постановлением Правительства РФ N 153.
Представитель Министерства юстиции РФ Мартынова ТВ. в судебном заседании заявила, что регистрируя названный приказ Министра обороны РФ от 10 июня 2006 года за N 215, Минюст России после тщательной проверки исходил из факта полного соответствия его законам и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и просила в удовлетворении требований заявителя отказать.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей Правительства РФ, Министра обороны РФ, Министерства юстиции Российской Федерации и заключение старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Багателия В.И., полагавшего необходимым производство по данному гражданскому делу в части признания частично недействующим абзаца 5 пункта 24 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, прекратить в связи с наличием вступившего в законную силу решения суда, которым проверена законность этой оспариваемой нормы, а в остальной части требований заявителя отказать, Военная коллегия Верховного Суда РФ приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 248 ГПК РФ судья прекращает производство по делу, возникшему из публичных правоотношений, если имеется решение суда, принятое по заявлению о том же предмете и вступившее в законную силу.
Решением Верховного Суда РФ от 22 августа 2007 года N ГКПИ07-433, вступившим в законную силу, в удовлетворении заявления Пичурина И.К. о признании недействующим абзаца пятого пункта 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, отказано.
Поэтому производство по гражданскому делу в указанной части по заявлению Садыкова Р.А. подлежит прекращению в связи с наличием вступившего в законную силу решения суда, которым проверена законность оспариваемого акта.
Требование заявителя о признании частично недействующими абзацев 1 и 3 пункта 4 "Порядка формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации граждан-получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов", поскольку они якобы нарушают его права на получение жилья, также не подлежит удовлетворению.
Приказ Министра обороны РФ от 10 июня 2006 года N 215, которым утвержден указанный Порядок, прошел государственную регистрацию, издан в пределах компетенции этого должностного лица и непосредственно, как это указано в пункте 1 Порядка, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, а содержание первого и третьего абзацев пункта 4 Порядка полностью соответствуют положениям, содержащимся в пункте 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", утвержденных указанным постановлением Правительства РФ.
С учетом изложенного следует признать, что установленная абзацем 5 пункта 24 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 и абзацами 1, 3 пункта 4 Порядка, утвержденного приказом Министра обороны от 10 июня 2006 года N 215, процедура, в соответствии с которой военнослужащий должен ежегодно рапортом подтверждать свое желание получить ГЖС, а формирование списка таких лиц осуществляется в той хронологической последовательности, в которой они были поставлены на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, строго соответствует действующему законодательству и в противоречии с какими-либо нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, не находится.
Что же касается установленного в суде факта переноса учетного номера заявителя в списке, то это обстоятельство само по себе свидетельствует не о нарушении его прав и свобод указанными нормативными актами, а о возникновении у него при определенных обстоятельствах права обращения в военный суд по месту жительства (службы) с обжалованием действий должностных лиц в порядке главы 25 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 220, 221, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, решила:
в удовлетворении заявления Садыкова Р.А. о признании частично недействующими абзацев 1, 3 пункта 4 "Порядка формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации граждан-получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов", утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 июня 2006 года N 215, - отказать.
Производство по гражданскому делу, возбужденному по заявлению Садыкова Р.А. о признании частично недействующим абзаца 5 пункта 24 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", - прекратить.
Разъяснить Садыкову Р.А. что повторное обращение в Верховный Суд Российской Федерации по вопросу проверки законности указанной в данном решении нормы постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 не допускается.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья Верховного Суда |
Соловьев А.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 21 января 2009 г. N ВКПИ08-100
Текст решения официально опубликован не был