Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 августа 2005 г. N 63-Г05-8
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Манохиной Г.В.
судей В.А. Емышевой и В.Н. Соловьева
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации о признании отдельных положений закона Ненецкого автономного округа "О дополнительных гарантиях избирательных прав коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Ненецкого автономного округа" от 9 октября 2001 г. N 314-ОЗ (в редакции закона Ненецкого автономного округа от 27 октября 2004 г. N 516-оз), противоречащими федеральному законодательству по кассационной жалобе председателя Собрания депутатов Ненецкого автономного округа на решение Суда Ненецкого автономного округа от 7 декабря 2004 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
оспариваемым Законом Ненецкого автономного округа "О дополнительных гарантиях избирательных прав коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Ненецкого автономного округа" от 9 октября 2001 г. N 314-ОЗ (в редакции закона Ненецкого автономного округа от 27 октября 2004 г. N 516-оз) предусмотрены нормы прямого представительства (квоты депутатов в количестве 2 депутатских мандатов) в окружном Собрании из числа коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Ненецкого автономного округа.
Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации обратился в Суд Ненецкого автономного округа с заявлением о признании недействующими и противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Ненецкого автономного округа "О дополнительных гарантиях избирательных прав коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Ненецкого автономного округа" от 9 октября 2001 г. N 314-ОЗ (в редакции закона Ненецкого автономного округа от 27 октября 2004 г. N 516-оз).
В обоснование требований указал на противоречие ст.ст. 1, 2, 3, 4 оспариваемого Закона федеральному законодательству: п. 2 ст. 4 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст. 13 Федерального Закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", ст. 1 Федерального Закона "О временных мерах по обеспечению представительства коренных малочисленных народов Российской Федерации в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации". Названные положения оспариваемого Закона ограничивают пассивное избирательное право по признаку национальности.
Решением Суда Ненецкого автономного округа от 7 декабря 2004 г. заявленные требования заместителя Генерального прокурора Российской Федерации удовлетворены.
В кассационной жалобе председатель Собрания депутатов Ненецкого автономного округа просит отменить решение Суда Ненецкого автономного округа от 7 декабря 2004 г. и принять по делу новое решение об отказе у удовлетворении заявления в связи с нарушением судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения Суда Ненецкого автономного округа от 7 декабря 2004 г.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" гражданин Российской Федерации имеет право избирать и быть избранным независимо от расы, национальности, происхождения, языка, места жительства и других обстоятельств.
В связи с этим суд сделал правильный вывод о том, что окружной законодатель, предусмотрев в оспариваемым положениях закона право и порядок замещения двух депутатских мандатов окружного Собрания лишь гражданами из числа коренных малочисленных народов, проживающих на территории Ненецкого автономного округа, фактически ввёл ограничение пассивного избирательного права граждан других национальностей.
Суд правомерно исходил из того, что в соответствии с конституционным принципом равенства прав и свобод человека и гражданина, дополнительные гарантии избирательных прав должны быть предоставлены всей одноименной группе участников избирательных правоотношений, а не её части, которой они адресованы.
В силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации избирательный закон субъекта Российской Федерации не должен противоречить Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которым, как указывалось выше, установлено право гражданина Российской Федерации быть избранным независимо от национальности.
То обстоятельство, что статьёй 13 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" N 82-ФЗ от 30 апреля 1999 г. субъектам Российской Федерации было предоставлено право своими законами устанавливать квоты представительства малочисленных народов в своих законодательных (представительных) органах не могло служить поводом к отказу в удовлетворении заявления прокурора.
Указанная норма Федерального закона противоречит более поздним положениям Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" N 67-ФЗ от 12 июня 2002 г., поэтому суд обоснованно посчитал данную норму не подлежащей применению в данном споре.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 5 Постановления N 5 от 10 октября 2003 г. "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" международные договоры, которые имеют прямое и непосредственное действие в правовой системе Российской Федерации, применимы судами при разрешении гражданских дел, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем законом Российской Федерации, который регулирует отношения, ставшие предметом судебного рассмотрения.
В соответствии со статьями 2 и 3 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества независимых государств, (ратифицирована Россией Федеральным законом от 02.07.2003 N 89-ФЗ) право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в иные органы народного (национального) представительства, на выборные должности реализуется вне зависимости от каких бы то ни было ограничений дискриминационного характера по признаку пола, языка, религии или вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальному меньшинству или этнической группе, имущественного положения или иных подобных обстоятельств.
Каждый гражданин должен иметь равные правовые возможности выдвинуть свою кандидатуру на выборах.
При таком положении вывод суда о противоречии оспариваемых прокурором норм, поставивших право граждан Российской Федерации быть избранными в законодательные органы государственной власти Ненецкого автономного округа в зависимость от их национальности, следует признать правильным.
Судебная коллегия учитывает, что Федеральным законом N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" статья 13 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" с 1 января 2005 года утратила силу.
Поскольку Федеральный закон, который ограничивал бы избирательные права граждан по признаку принадлежности к коренным малочисленным народам, отсутствует, решение суда о признании недействующими норм Закона округа, содержащих такие ограничения, следует признать законным и обоснованным.
Доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, кассационная жалоба Собрания депутатов Ненецкого автономного округа не содержит.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Суда Ненецкого автономного округа от 7 декабря 2004 г. - оставить без изменения, а кассационную жалобу председателя Собрания депутатов Ненецкого автономного округа - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Манохина |
Судьи |
В.А. Емышева |
|
В.Н. Соловьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 августа 2005 г. N 63-Г05-8
Текст определения официально опубликован не был