Замечания и предложения Комитета Совета Федерации по промышленной политике Федерального Собрания РФ от 28 мая 2008 г. N 3.20-09/308
по проекту федерального закона N 50396-5 "О принятии Поправки к Конвенции о физической защите ядерного материала"
Комитет Совета Федерации по промышленной политике рассмотрел проект федерального закона N 50396-5 "О принятии Поправки к Конвенции о физической защите ядерного материала" (далее - законопроект), внесенный Президентом Российской Федерации, и отмечает следующее.
Конвенция о физической защите ядерного материала (далее - Конвенция) была принята 26 октября 1979 года в Вене, вступила в силу 8 февраля 1987 года. В настоящее время ее участниками являются более 120 государств, включая все страны "Большой восьмерки" - Россию, США, Францию, Германию, Великобританию, Италию, Канаду, Японию. Основной задачей Конвенции являлось обеспечение защиты ядерных материалов от несанкционированного доступа во время международной перевозки. Данная задача выполнялась путем предотвращения несанкционированного доступа к ядерным материалам, восстановления контроля над похищенными материалами и привлечения к ответственности виновных лиц.
Конвенция принималась как инструмент обеспечения ядерной безопасности, однако в условиях постоянного роста числа терактов по всему миру стала очевидной необходимость усиления антитеррористического режима, в том числе в отношении угроз ядерного терроризма. Как результат 8 июля 2005 года в Вене была принята Поправка к Конвенции о физической защите ядерного материала (далее - Поправка), направленная на совершенствование положений Конвенции путем расширения ее сферы действия.
К основным новеллам Поправки можно отнести следующие изменения в Конвенцию. Режим физической защиты в соответствии с Поправкой распространяется не только на международную перевозку ядерного материала, как было указано ранее, но и на операции с ядерным материалом внутри государства, а также на установки его производящие, обрабатывающие, использующие и утилизирующие (атомные электростанции, исследовательские реакторы, хранилища). В соответствии с Поправкой государства-участники берут на себя обязанность принять соответствующие нормативно-правовые акты и назначить уполномоченные органы, установить процедуры их работы в целях надлежащей организации управления физической защитой ядерного материала от хищений, а ядерных установок - от саботажа, а также предотвращения и ликвидации последствий таких неправомерных действий. Поправка также направлена на стимулирование расширения взаимодействия (в том числе информационного) государств-участников в поиске и изъятии похищенного или контрабандного ядерного материала, в предотвращении и ликвидации последствий ядерных инцидентов. В качестве гарантии доверительного информационного сотрудничества между странами-участниками в Конвенцию включен запрет на передачу третьим сторонам конфиденциальной информации без согласия государства, сообщившего ее. Поправка расширяет перечень наказуемых правонарушений, включив в него контрабанду ядерного материала, организацию и пособничество в совершении любого из перечисленных в статье 7 Конвенции деяния. Также в перечень включен такой состав правонарушения, как действие против ядерной установки, если нарушитель намеревался повлечь гибель людей, причинение серьезного вреда здоровью, значительного ущерба имуществу или окружающей среде в результате облучения или выброса радиоактивных веществ, или знал, что его действия приведут к этому. Требования Конвенции не распространяются на действия вооруженных сил во время вооруженного конфликта, как не регулируются ею и действия, предпринимаемые военными силами государства в целях осуществления их официальных функций, так как данные вопросы регулируются иными международными актами. При этом в Конвенции закреплено, что ничто в ее тексте не может толковаться как правомерное разрешение применения силы или угрозы применения силы против ядерного материала или ядерных установок, используемых в мирных целях. В том числе положения Конвенции не затрагивают вопросы передачи ядерной технологии для мирных целей, которая осуществляется в интересах укрепления физической защиты ядерного материала и ядерных установок, следовательно, обмен технологиями между государствами не будет ограничен.
Законопроект соответствует нормам международного права и российскому законодательству. В связи с тем, что в Российской Федерации режим физической защиты ядерного материала и установок, соответствующий новой редакции Конвенции, был введен еще до принятия Поправки и действует в настоящее время, финансовые средства для реализации законопроекта уже предусмотрены и федеральном бюджете, дополнительных средств из федерального бюджета не потребуется.
По мнению Комитета, принятие Поправки отвечает интересам Российской Федерации и мирового сообщества в целом. Поправка распространит режим борьбы с терроризмом на важнейшую с точки зрения безопасности человечества отрасль - ядерную энергетику. В связи с вышеизложенным Комитет Совета Федерации по промышленной политике поддерживает проект федерального закона N 50396-5 "О принятии Поправки к Конвенции о физической защите ядерного материала", внесенный Президентом Российской Федерации.
Председатель Комитета |
В.Г. Завадников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.